https://www.funkybird.ru/policymaker

Cпецназ США обучает охрану центральноазиатских президентов

Как явствует из обнародованных WikiLeaks дипломатических депеш, силы специального назначения США готовили в Таджикистане и Кыргызстане подразделения, выполняющие при президентах роль «преторианской гвардии» – личных телохранителей глав государств.

Так, в одной из депеш посольства США в Душанбе рассказывается о подготовке сил Национальной гвардии Республики Таджикистан. В документе говорится, что представители Центрального командования специальных операция США (SOCCENT) провели с Национальной гвардией четыре курса обучения. Национальная гвардия «предназначена главным образом для охраны режима президента Рахмона и подчиняется лично главе государства. Следует также отметить, что Национальная гвардия выполняет роль личной охраны президента Рахмона и явно пользуется привилегированным положением в системе силовых структур Таджикистана», отмечалось в документе. Пятый курс обучения намечен на январь следующего года, говорилось в депеше.

В другом дипломатическом документе посольства США в Бишкеке за январь 2009 года рассказывается о подготовке кыргызских сил специального назначения. «В рамках реализации программ Центрального командования специальных операций нами уже создан ряд полигонов и объектов для подразделений сил специального назначения КР, в том числе 25-й Отдельной бригады специального назначения «Скорпион» министерства обороны и отряда специального назначения «Пантера» Национальной гвардии республики. Кроме того, нами закуплено новое оборудование для данных подразделений», – говорится в депеше.

В 2010 году местные СМИ сообщили, что отряд «Пантера» был расформирован, а личный состав, снаряжение и казармы были переданы другому подразделению – управлению специального назначения «Арстан» («Лев»), подчинявшемуся лично тогдашнему президенту Курманбеку Бакиеву. Правда, «Лев» с поставленной перед ним задачей не справился: два месяца спустя режим Бакиева был низвергнут.

«В последние два года правления Бакиева вся военная структура претерпела изменения», – говорит аналитик по вопросам центральноазиатской политики Эрика Марат (Erica Marat), занимавшаяся изучением сил специального назначения региона. «На ключевые посты в силовых структурах Бакиев поставил своих родственников и политических союзников, дабы подчинить себе с братом всю систему и исключить контроль над ней – это была его личная армия. Он также предусматривал возможность получения денег от США на «антитеррористические» программы».

Чиновники Госдепа США, курирующие оказание военной помощи, отказались предоставить комментарии EurasiaNet.org. Представители Командования специальных операций США, аппарата министра обороны и посольств США в Бишкеке и Душанбе не ответили на просьбы о комментариях.

Согласно последним бюджетным документам Госдепартамента США, обосновывающим оказание военной помощи региону, «содействие министерству обороны Таджикистана и Национальной гвардии страны и впредь будет направлено на поддержку наиболее профессиональных и боеспособных подразделений наземных войск. Реформы оборонного ведомства приведут к созданию сил, готовых к сотрудничеству с силами США и Организации Североатлантического договора в сфере проведения миротворческих и иных многосторонних операций».

Оказание содействия Кыргызстану «будет направлено на предоставление вооруженным силам техники и оборудования для укрепления их боеспособности в деле защиты страны от террористических угроз. Правительство США будет напрямую работать с силовыми структурами Кыргызстана над выявлением пробелов в обеспечении их техникой и оборудованием, необходимыми для выполнения соответствующих оборонных задач».

Законодательство США запрещает оказание военной помощи подразделениям, причастным к нарушениям прав человека. Однако нет такого закона, который бы накладывал запрет на оказание помощи на том основании, что данное содействие ориентировано на оказание помощи отдельному президенту, а не системе безопасности страны в целом.

И все же подобные ситуации заставляют задаться вопросом, не является ли эта помощь «своеобразной компенсацией, а не помощью в проведении реформ с целью приведения силовых структур в соответствие с западными стандартами», говорит профессор политологии Колледжа Барнард (Barnard College) и эксперт по Центральной Азии и американской военной помощи Александр Кули (Alexander Cooley). [От редактора: Александр Кули является членом консультативного совета центральноевразийского проекта Фонда «Открытое Общество». EurasiaNet.org функционирует под эгидой Фонда «Открытое Общество»].

Без должного контроля подобные проекты помощи «могут легко превратиться в банкет за казенный счет и способ, с помощью которого авторитарные правительства под предлогом борьбы с угрозой безопасности, например, с терроризмом, получают извне деньги для укрепления своих собственных режимов», – говорит эксперт.

По мнению Эрики Марат, Рахмон и Бакиев использовали американскую помощь в личных целях. Они видели в ней помощь, которую «Соединенные Штаты просто обязаны оказывать им, и считали возможным делать с ней все, что им заблагорассудится», подчеркивает она. Как новый президент Кыргызстана, Алмазбек Атамбаев, будет обращаться с американской помощью, сейчас пока рано говорить, полагает она.

Согласно отчетам минобороны США об учениях с участием сил специального назначения зарубежных стран, которые оборонное ведомство обязано ежегодно предоставлять в Конгресс, учения в Таджикистане включали курс отработки «контртеррористических действий», обращения с оружием и средствами связи, спасения жизни в условиях военных действий, патрулирования, ночных операций, меткости стрельбы, рукопашного боя и правил ведения военных действий. В 2007 году морские пехотинцы и спецназ провели обучение 175 военнослужащих сил специального назначения Кыргызстана и 250 военнослужащих сил специального назначения Таджикистана. Одно учение в Кыргызстане было проведено с участием бойцов отряда специального назначения «Пантера» и еще одного подразделения спецназа, «Альфа». Во втором учении принимали участие «антитеррористические силы минобороны», говорится в отчете.

Как явствует из другой депеши, в ходе последующего учения 2008 года с участием бойцов «Альфа» в результате недоразумения представители подразделений Минобороны отобрали у американских солдат оружие, снаряжение и деньги, которые те не сумели вернуть себе вплоть до своего возвращения на родину. Но обиды, похоже, никто не затаил: когда в 2009 году тогдашний глава Центрального командования США генерал Петрэус (David Petraeus) посетил с визитом Кыргызстан, он сообщил кыргызским должностным лицам о желании «расширить сотрудничество между Центральным командованием специальных операций и подразделением «Альфа» Государственного комитета национальной безопасности. Петреус также поздравил правительство Кыргызстана с успешным проведением антитеррористической операции на юге страны».

Согласно обнародованным Wikileaks депешам, американские военные нацелились и на проведение курсов обучения специальных подразделений Туркменистана. В январе 2010 года командующий Центральным командованием специальных операций США генерал-майор Чарльз Кливленд (Charles Cleveland) встретился с министром обороны Туркменистана генерал-майором Яйлымом Бердиевым и другими представителями оборонного ведомства республики. На встрече генерал-майор Кливленд высказался за «развитие взаимоотношений с туркменскими силами, занимающимися выполнением специальных операций», говорится в документе.

«Примером подобного взаимодействия может быть обучение снайперов министерства обороны, методам ведения рукопашного боя/освобождения зданий и оказания первой помощи. Обсуждались и другие возможности, такие как взаимодействие с ВМС Туркменистана», – отмечалось в депеше. Туркменская сторона благосклонно отнеслась к этому предложению, говорилось в далее в документе, и хотя «высказывания представителей министерства могли быть лишь вежливым «посмотрим», с их стороны наблюдался, похоже, искренний интерес, и наметились возможности для дальнейших встреч и претворения данных предложений в конкретные дела – от узкопрофессиональных визитов экспертов и обмена информацией до обучения специалистами США туркменских сил специального назначения и даже совместных американо-туркменских учений с участием сил специального назначения».

Состоялись ли мероприятия, о которых говорилось в январской депеше 2010 года, остается неясным.

Как свидетельствуют отчеты министерства обороны Конгрессу США, американский спецназ принимал в последнее время участие в целом ряде учений с Грузией и Азербайджаном. В сентябре 2009 года спецназовцы США провели месячный курс тренировки с 40 бойцами спецназа министерства национальной безопасности Азербайджана – разведывательной структуры, пришедшей на смену КГБ советских времен. В 2008 году американский спецназ сухопутных и военно-морских сил США провел обучение 39 бойцов означенного министерства в рамках двух совместных тренировок сил специального назначения. В 2007 году американские спецназовцы провели курс обучения для 40 бойцов военно-морской части специального назначения № 641, а в следующем году – еще 40 бойцов.

В 2009 году спецназ США должен был провести курс обучения для неких воинских подразделений Армении, но, как следует из документов SOCOM, мероприятие было отменено по «просьбе принимающей стороны».

В 2008 году спецназ США провел курс обучения для 100 бойцов бригады специального назначения Грузии. Месячный курс завершился 1 июля, незадолго до начала грузино-российской войны. В предшествующем году элитные подразделения США провели обучение 400 солдат батальона спецназа Грузии. В 2009 году в Грузии должны были пройти два учения, но были отменены «после российского вторжения».

В 2007 году были запланированы учения спецназа США с казахстанскими коллегами, но мероприятие было отменено по вине американского подразделения.