https://www.funkybird.ru/policymaker

Болотная — праздник гражданского протеста

Записки участника митинга на Болотной площади 4 февраля 2012 года. Москва.

В шествии и митинге на Болотной я был от начала и до конца, с 11-45 и до 14-45, когда митинг В. Рыжков объявил закрытым и все стали расходиться. Смотрю и слушаю, что в телевизоре о митинге говорится журналистской командой центральных каналов, и решаю, что впечатления участника будут не лишними.

Что это за событие для «непубличного», как нас называют в телевизоре, человека? Для одного из тех, кого в околовластной публицистике называют «сытыми, зажравшимися, москвичами»? Это реальная возможность идти по широкой Якиманке, рядом с идущими от станции метро «Октябрьская» в направлении Болотной площади, людьми, между собой, в большинстве своем, не знакомыми. Идти быстро, т.к. на улице минус 18, а путь — полтора километра, потом стоять часа два. Светло, вся ширина улицы наша, люди вокруг, незнакомые, а кажутся своими. Все они разные, из категории «не организованных», тех, кто пришел в одиночку, чтобы публично выступить против лицемерия власти, которая с конца 90-х избирает себя сама методом фальсификаций и прочих политтехнологий, избирает, якобы, «от имени и по поручению», народа.

Похожее чувство праздничности было на демонстрациях в советском прошлом, но тогда праздник масс был условно добровольным, он был праздником, и, одновременно, он был «обязательной радостью», как в Северной Корее. А здесь ты никому ничем не обязан, если не считать обязанностью не дать власти повернуть время вспять.

А власть это может и хочет сделать, иначе не было бы митинга на Поклонной (как нарочно, название показывает суть мероприятия — придти на поклон власти, бить ей челом. ). Поклонная — символ подданнического поведения, Болотная — символ поведения гражданского.

Наверное, обязательным мероприятием митинг оказался для многих из тех, кто в тот же день 4 февраля отправился на Поклонную, фактически, вольно или невольно, поддержать нечестные выборы и их символ — власть — во главе с нынешним премьером. Вероятно, на Поклонную часть народа пришла добровольно, в основном, те, кто хорошо устроился, кому есть что терять, у кого есть работа, дом и прочее. Сытое московское околовластье и офисный планктон боится потерять свои блага, неважно, что блага эти от власти нелегитимной. Другие явились добровольно-принудительно, с помощью административного ресурса, который «мог быть», по признанию Путина, использован. Не думаю, что за нечестные выборы пришли бы митинговать на Поклонную бывшие крестьяне из разоренных деревень, или работяги из закрывшихся навсегда десятков тысяч промышленных предприятий России.

А здесь, на Болотную, никто не гнал в субботу, в морозец. Но было известно, что на Поклонной власть устраивает очередной спектакль, на который, если не сагитирует, то привезет, столько народу, сколько надо. А мы, кто не согласен подчиняться такой власти, можем прийти на митинг только сами, только таким числом, каким придем, без приписок. И если нас будет мало, значит, нелегитимная власть опять победила. И, кроме того, если не мы, москвичи, то кто выйдет против Поклонной, кто выйдет за тех, кто в провинции не знает, как сводить концы с концами. У меня вон, знакомая учительница в Кохме Ивановской области живет на пенсию 6 тыс. р. в месяц, а друг в Барнауле, в прошлом энергетик водоканала, получает пенсию 7 тыс. р.. И что, мне за них, от их имени, идти, кланяться, на Поклонную? Кому, фальшивой власти?

По ходу, читаю растяжки формирующихся колонн. У каждой своя, на всю, или почти на всю, ширину улицы: Больше всего понравилась «Долой президентское самодержавие!». Другие: «Русская нация — свобода, справедливость, солидарность» (правые националисты), «Вся власть народному референдуму!», «За честные выборы!» (эту растяжку держали очень пожилые, лет по 70, люди), «ваши президентские выборы — фарс» (растяжка незарегистрированной партии ПАРНАС), «Россия без Путина!». Обращаю внимание, ни одной растяжки или плаката против олигархов. Может быть, потому что один из них, Прохоров, среди митингующих? И речевок против олигархов не слышно.

От прихода к сцене, до начала митинга прошло часа полтора. Разговоры почти не вели, все ясно, всех собрал протест, о чем говорить. Играет в записи рок-музыка, Цой, звучит Высоцкий, политическая песня Макаревича, Гребенщиков. Минут за 10 до двух дня начали митинг. Рыжков вызвал на сцену человек 10 и группу «Свободный десант». Похоже, не вызывался Навальный и Немцов, но Немцов на сцену вышел и был на ней до конца, хотя и не выступал. Д. Быков и был среди тех, кого вызвали на сцену, и провел на ней весь митинг, но тоже не выступил. Правде, держал свой транспарант «Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит» над головой кого-то из выступавших, держал вверх ногами, пока кто-то не поправил.

Выступления были все незанудные, каждый отметился в своей манере: Белов, националист, хороший публичный оратор, Гудков говорил как с трибуны Госдумы, Улицкая сказала кратко и оригинально, в своей заводной манере выступала Чирикова. Настоящим манифестом прозвучала песня группы десантников «Никто кроме нас» с словами в тему митинга: «Не дадим больше врать, не дадим воровать…». Основные официальные требования к власти произнес Рыжков, Ольга Романова объявила, что вместе с Г. Гудковым после митинга отправится в Кремль передать список политзаключенных и требование дать им свободу. Почти всеми не соблюдался пиетет по отношению к премьеру, президента же на митинге почти или вовсе не упоминал никто. Пересказ митинга можно было бы и продолжить, но есть его запись в сети. Поэтому стоит перейти к забавному — тому, как центральная тележурналистика осветила оба события.

Первый канал в воскресной итоговой программе: на Поклонной было 135 тыс., на Болотной 35 (числа даю по памяти). Затем комментарий — для сомневающихся панорамный снимок митинга на Поклонной с полицейского вертолета — типа, нет сомнений, тьма народу. А вот сравнить с панорамным снимком митинга на Болотной не захотелось авторам или редактору, а ведь и над Болотной все время висел вертолет и тоже делались фотоснимки. Наверное, если бы их сравнили, стало бы понятно, что число людей там и там было, примерно, одинаковым, а не 135 к 35.

Канал РБК, в день 4 февраля. Текст сказанный: митинг на Болотной продолжался 30 минут, после чего все быстро разошлись. Текст, который неангажированный редактор и журналист могли дать прочитать ведущей, звучал бы так: шествие и митинг продолжались около трех часов на морозе минус 18 градусов. В довершение, РБК сопровождал показ митинга на Болотной с ракурса, который показывал десятую, от силы, часть митингующих, тех, кто стоял поблизости от сцены. Вид на колонну, растянувшуюся от сцены до моста возле кинотеатра «Ударник», показал бы настоящую численность собравшихся, но этот вид РБК не показал. Зато соврал в очередной раз — якобы, на противоположной стороне канала, на Кадашевской набережной, народа не было. Был народ-то, даже со сцены Рыжков предложил собравшихся там людей поприветствовать, что митингующими и было сделано.

А что в активе? Власть на вранье выстроила всю свою вертикаль, враньем народ и продолжает кормить. Люди, кто это понимает, и кто с этим мириться не хочет, в Москве приходят на Болотную площадь. А кто не понимает, или кого это устраивает, идет на свою Поклонную. А электронным СМИ центральных телеканалов отводится роль мифотворцев.