https://www.funkybird.ru/policymaker

Власть: разум отступает, остаются лишь инстинкты

Обсуждение в комментариях итогов вчерашних акций вполне уверенно демонстрирует характерную особенность, которая почти всегда возникает при тотальной утрате легитимности действующей власти. Причем речь идет не о персоналиях во власти — а о власти, как институте.

У кого как, но у меня создаётся полное впечатление дежавю. Мы уже проходили этот этап в конце 80 годов. Один в один. Общество раскололось — но обсуждало не содержательную часть выступлений политиков, а исключительно сакральный вопрос «Верю-не верю». Одни уже не верят никому — и поэтому их не интересует, что именно предлагается властью, политиками и оппозицией в позитивном русле. Их запрос прост — «Долой». Вторые не верят — но обоснованно боятся — и поэтому также не интересуются, что предлагается делать — их запрос — «Не раскачивайте лодку, дайте им шанс. Они что-нибудь придумают.»

Говоря иначе — разум отступает, остаются лишь инстинкты. Это и есть главный признак утраты легитимности — утрата доверия к власти вообще, утрата разумного отношения к ней — с точки зрения рациональных соображений и прагматических интересов. Остается лишь иррациональное отношение — что опасно как для общества, так и для власти. В таких условиях народ-богоносец вынес самодержца всея Руси, любимого Генерального секретаря, готов вынести Отца нации. Так же, как бедуины вчера боготворили своего шейха, а через полгода изнасиловали его напоследок штыком…

В этих условиях обычно происходит то, что затем становится кошмаром — приход к власти некой условной третьей силы, как правило — предельно инфернальной. Германия 30 годов, Ливия 2011 года. Удача столь случайна и ненадежна, что не выходит за рамки статпогрешности. России повезло однажды — у нас был товарищ Сталин, который сумел обнулить десятки хтонических проектов других товарищей, хотя и его проект был, мягко говоря, не травоядный. Второй раз нам вряд ли повезет — и мы уже в этом убедились, сменив Горбачева на Ельцина. Сейчас есть запрос на смену Путина — причем сейчас вообще непонятно на кого.

В этом смысле мы находимся сейчас еще в худшем положении, чем в конце 80. У нас нет альтернативы. Левый проект КПРФ архаичен и ничуть не менее опасен, чем реализуемый сейчас госкапиталистический. При этом у левых нет харизматичного лидера, способного решить вопрос доверия к власти через доверие к себе лично.

Парадоксально, но выход тем не менее есть. Рецепт восстановления утраченной внутри страны легитимности власти уверенно решается внешним врагом, против которого легко сплотить народ даже вокруг еще вчера непопулярного лидера. Враг, конечно, может быть и внутренним — новые кулаки, оборотни в кабинетах, злобные гастарбайтеры… Поэтому, думаю, что объективно после 4 марта — кто бы в итоге не пришел к власти — он будет решать вопрос сплочения. (Я, кстати, по-прежнему не готов отдать безусловную победу Путину — на выборах-то он, конечно, победит. Но вот вероятность переворота через отмену итогов я бы всё-таки не отрицал. Поэтому кто придет — для меня лично пока вопрос открытый) .

Интересно, что и внешняя, и внутренняя обстановка способствует. Вариантов много — мы можем ввязаться в противостояние вне страны — скажем, в той же Сирии. Лично я вижу в этом много разумного — дальнейшее отступление с Ближнего Востока становится опасным. Мы можем найти врагов народа внутри страны и сплотить народ в борьбе с олигархами, коррупционерами, мигрантами. К этому я отношусь гораздо хуже, но с пониманием. Хуже потому, что такие меры временны и ничего не решают. Но если поставить задачу восстановления доверия — то показательное избиение целой группы населения вполне рационально укладывается в логику момента. Поэтому с тактической точки зрения такой подход может быть оправдан — хотя повторюсь, ни одной проблемы он не решит.

В общем, я думаю, что после 4 марта власть будет вынуждена совершать какие-то действия по восстановлению доверия к институту управления. В противном случае нас ждет инфернальный сценарий тотального распада. Особенно если учесть внешние факторы — надвигающуюся войну. Недоверие к власти существует. Оно объективно. Сама власть его создала — и в конечном итоге ей эту проблему и решать.