https://www.funkybird.ru/policymaker

Дагестан сгруппировался против бандгрупп

Ситуация потребовала усиления спецслужб и внутренних войск в республике. В Дагестане правоохранителей разбили на группировки и отправили поближе к боевикам.

Пять сводных оперативных групп из числа сотрудников МВД, ФСБ России и военнослужащих внутренних войск созданы на территории Дагестана для подавления экстремистского бандподполья. Об этом на заседании координационного совещания по обеспечению правопорядка в республике сообщил президент Дагестана Магомедсалам Магомедов. Сводные группы размещены в тех районах, где наиболее высок риск террористических угроз. «Такое размещение позволяет нам контролировать большую часть территории республики»,- заявил глава республики. Сотрудникам правопорядка, по данным МВД, противостоят 12 бандгрупп общей численностью до 300 человек.

Оперативную обстановку в республике президент Дагестана охарактеризовал как сложную. «При этом она, безусловно, является контролируемой, стабильной, но тем не менее сложной»,- заявил Магомедсалам Магомедов. Глава республики сообщил участникам совещания о том, что в республике в последние месяцы увеличилась численность как собственных подразделений, так и приданных сил. Сводные оперативные группы размещены в Дербентском, Кизлярском, Сергокалинском, Унцукульском и Цумадинском районах. «У нас в планах есть предложения по расширению и зоны действия, и численности, и количества сводных оперативных групп,- заметил Магомедсалам Магомедов.- Наличие таких мощных сил — это хороший фактор, он положительно влияет на стабилизацию обстановки, но эффективность использования, безусловно, должна быть выше».

О необходимости подобных мер в Дагестане говорит и статистика преступности. В последнее время здесь наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений. Бандитизм за год вырос более чем в три раза. При этом раскрываемость этих преступлений, сообщил глава республики, невысокая — около 50%. Не уменьшается также количество преступлений с применением огнестрельного оружия и взрывных устройств. В целом членами диверсионно-террористических групп за прошлый год совершено 323 преступления, в том числе 103 убийства, а также поджоги и подрывы различных объектов транспорта, энергетики, связи, торговли. По данным, которые обнародовал на совещании глава МВД Дагестана Абдурашид Магомедов, это дело рук 300 боевиков, объединенных в 12 бандгрупп. Правоохранителям удалось обнаружить и уничтожить 64 схрона, 26 блиндажей и 11 лагерей боевиков, большое количество огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, другого снаряжения и «средств осуществления террора». Обезврежено 49 бомб, подготовленных для взрывов, в том числе и в местах массового пребывания людей. «Мы ведем передислокацию сил и средств, чтобы быть ближе к местам напряженности»,- объяснил коротко суть происходящих изменений в тактике силовиков глава ведомства.

«Принятые меры позволили сорвать многие замыслы террористов и нанести значительный урон их ресурсной базе,- сообщил Абдурашид Магомедов.- Однако террористам удается сохранять высокую боеспособность и пополнять свои ряды благодаря активной пропаганде и вербовочной работе».

Наиболее мощными и опасными среди бандгрупп в Дагестане являются губденская, кизлярская и балаханинская, сообщил источник «Ъ» в информцентре Национального антитеррористического комитета (НАК). Губденскую возглавляет печально известный Ибрагимхалил Даудов — организатор несостоявшихся новогодних терактов в Москве в канун 2011 года и нескольких самоподрывов смертников в самом Губдене. Кизлярская группа понесла в последние месяцы серьезный урон, однако обстановка в Кизлярском районе остается по-прежнему напряженной («Ъ» писал об этом 28 января), поэтому режим контртеррористической операции (КТО), введенный на территории этого района в декабре прошлого года, продолжает действовать. Еще один район, где не снят режим КТО,- Унцукульский, там действуют мощные гимринская и балаханинская группы под руководством Ибрагима Гаджидадаева и Магомеда Сулейманова. Последний согласился сложить оружие после переговоров с бывшим министром внутренних дел Дагестана Адильгереем Магомедтагировым, однако затем вновь ушел в «лес». Такой же путь прошел примкнувший к его группе лидер буйнакской группы Бамматхан Шейхов.

Большую опасность, по словам источника «Ъ», представляет махачкалинская группа. Возглавляет ее в последнее время Эльдос Зулпукаров. «Если раньше боевики старались щадить мирное население,- рассказал собеседник «Ъ» в НАКе,- то сейчас они не признают никаких моральных ограничений». По его словам, исполнитель теракта в январе 2002 года у городской бани в Махачкале (тогда погибли семеро военнослужащих 102-й бригады ВВ МВД) Ахмед Магомедов, даже рискуя собственной жизнью, забрал с места закладки подготовленную бомбу, когда заметил, что вблизи оказались дети, взрыв был осуществлен в другой день. А тот же Зулпукаров, например, организует нападения даже на своих однокашников. «Две недели назад был убит прапорщик ФСБ Юнус Гусейнов. Он учился с Зулпукаровым в одной школе, а потом, будучи успешным спортсменом, тренировал Зулпукарова в спортзале»,- рассказал источник.

Сейчас, по данным НАКа, действующие на территории Дагестана бандгруппы сильно разобщены и «работают» автономно. «Между амирами групп то и дело возникают склоки. Если раньше они еще посылали какие-то отчеты Доку Умарову, главе так называемого «Имарата Кавказ»,- рассказал источник «Ъ»,- то теперь они сосредоточились на самообогащении, обложив данью местных предпринимателей». Например, по данным НАКа, бывший амир хасавюртовской группы Ибрагим Мухучев (был убит в сентябре прошлого года), получив 10 млн руб. в качестве дани с владельца одного из пивных ресторанов, заплатил своим боевикам по 10 тыс. руб., потратив основную часть денег на покупку квартиры и подарки своей жене.

Что касается сводных оперативных групп, рассказал источник «Ъ» в НАКе, то они состоят в основном из сотрудников местных райотделов полиции и ФСБ, на помощь которым направлены бойцы спецподразделений МВД и внутренних войск со своей тяжелой техникой и связью. «Это позволяет действовать гораздо более оперативно и мобильно,- пояснил собеседник «Ъ».- Теперь нам не надо перебрасывать колонны из Махачкалы, которым требовалось по пять-шесть часов на то, чтобы добраться до горячей точки, и о прибытии которых боевикам становилось заранее известно».