https://www.funkybird.ru/policymaker

Интересы демонстрантов и инвесторов в России совпадают

В четверг в Москве в воздухе запахло деньгами и революцией. Иностранные инвесторы, приехавшие в столицу на пятый ежегодный инвестиционный форум «Тройки Диалог», заполнили Московский международный дом музыки, чтобы выслушать речь Владимира Путина.

Путин, выступая всего за два дня до организуемых оппозицией новых митингов протеста против предполагаемой фальсификации выборов и планируемого Путиным возвращения на президентский пост, пытался выглядеть так же уверенно, как обычно. Он хвастался 4,3% экономического роста и обещал улучшить правовой климат для инвесторов.

При этом он ни разу не упомянул беспрецедентные протесты – зато раскритиковал недостатки западной демократии, спросив, не следует ли считать тупик, в который зашел Конгресс США в вопросе о бюджетном дефиците, знаком того, что западная демократическая система себя изживает.

Однако в кулуарах шли разговоры о том, придется ли Путину считаться со все более активным средним классом, который требует расширения демократических прав — и даже о том, продержится ли некогда «тефлоновый» лидер до конца своего третьего президентского срока.

Однако, несмотря на рост неопределенности и потенциально возможные волнения, протестное движение, по словам инвесторов, пока оказывает, скорее, положительный эффект.

«В целом протестное движение активизировало дискуссию, — заявил на условиях анонимности один из западных инвесторов. – На Путина все сильнее давят, требуя от него более прозрачных планов. Ему приходится подробнее говорить о том, что он собирается делать в ближайшие два-три года, и оппозиция намерена добиваться, чтобы он сдержал свои обещания. Это уже не та же ситуация, что раньше».

«Однако означает ли это, что, если он не справится, он готов будет признать это через три года? Мне не кажется, что это было бы для него характерно».

Руководитель одного из западных инвестиционных фондов заявил — также на условиях анонимности, — что протестное движение усиливает интерес к России, особенно среди американских инвесторов. Протестное движение позволяет надеяться, что российская институциональная структура улучшится – за счет смены режима или без нее, — а низкие цены на российском фондовом рынке вызывают интерес у инвесторов сами по себе.

«Люди смотрят на стоимость акций на российском рынке, и при коэффициенте цена-прибыль на уровне четырех он кажется им интересным. Исторически это действительно очень низкий уровень. Подобная дешевизна позволяет мириться с потенциальной опасностью крупных беспорядков и нестабильности. Она окупает определенную неуверенность».