https://www.funkybird.ru/policymaker

Газовая война с Украиной становится мировой

Каждую зиму мы воюем с Украиной. Некоторые полагают, что это у нас от монголов («да, скифы мы, да азиаты») — те тоже, как зима, так воевать. Некоторые копают не так глубоко — полагают, что война за газ гораздо чувствительней в холодную погоду. Но факт, как зима, так Москва развлекает Европу войной с Киевом — и наоборот. Правда, на этот раз выяснилось, что пострадали вовсе не высокие воюющие стороны, а ни при чем не находящаяся Италия — ну просто она на конце трубы, и если газа не хватает, то не хватает именно последнему. Где-то процентов 13 Италия не досчитывается и сильно переживает.

Надо сказать, что вопрос газа волнует Украину как правило сильней, чем Россию. Видимо поэтому мне на «Скайп» позвонил Валентин Землянский, до недавнего времени официальный представитель НАК «Нафтогаз Украины», а вовсе не его коллега Куприянов из «Газпрома», для которого существование и ФОРУМа.мск, и его главного редактора, и его многочиленных читателей не важней, чем существование каких-нибудь мандавошек — «Газпром» в России что-то вроде Олимпа, на котором обитают некие божества, общение которых со смертными не имеет для них никакого смысла. На Украине расстояние между тамошним «олимпом» и рядовыми гражданами заметно короче.

Так вот, по мнению Землянского, все дело не в том, что кто-то отбирает газа больше обычного, а в том, что самого газа становится меньше. Конечно, сейчас наступили холода, но суммарное потребление газа на Украине сильно не увеличилось — чтобы оправдать такое увеличение потребления газа, которое «Газпром» сейчас намерен вменить в вину Украине, нынешние холода должны стоять как минимум до июля, полагает Землянский.

«На ситуацию влияют сейчас три фактора, — цитирую Валентина Землянского, — это предстоящие выборы в России, мягкое вымя инвестора и дефицит собственно газа».

Выборы — понятно. Сейчас в России почти везде холодно, но до выборов 4 марта никаких перебоев с поставками газа внутри страны быть не должно, иначе охлажденный избиратель преисполнится негатива к Путину. То есть резерва в виде сокращения внутреннего потребления для России сейчас нет.

Украина отбирает столько газа, сколько обычно, а необходимое для Европы количество перекачивает из своих хранилищ на западе страны. Что тоже в целом понятно. Меньше она качать не может, поскольку существует определенное критическое количество газа, которое должно постоянно находиться в газотранспортной системе. Больше не может тоже — у нее его просто нет.

Казалось бы, для «Газпрома» только радость — наступили холода, выросло энергопотребление, значит вырастут и прибыли компании. Но только при одном условии — если есть, что продавать сверх нормы. А нечего!

«За последние 6 лет возможности оперативного реагирования Газпрома на изменения рыночной ситуации ухудшились, — пишет известный отраслевой аналитик Михаил Корчемкин. — Это связано с системной ошибкой руководства компании. Отказ от программы расширения мощностей ПХГ (подземные хранилища газа — прим.ред.) в сочетании с резким сокращением импорта газа из Средней Азии привёл к созданию сезонного дефицита топлива на юге страны и нехватке газа для заполнения газопроводов «Союз», Оренбург-Новопсков и САЦ».

И вот тут требуется пояснить, при чем здесь вообще какие-то инвесторы с их мягким выменем — кстати, одни из самых активных здесь как раз итальянцы, сидящие сейчас без газа.

Газ относится к так называемым «невозобновляемым источникам энергии», то есть по простому имеет свойство заканчиваться. И не только в трубе, но и в месторождении, от которого эта труба тянется. Поэтому крупная газовая компания вынуждена тратить существенную часть своих доходов на разведку новых месторождений, их разработку и так далее. А «Газпром» в последние годы все больше занимался дворцовой архитектурой, финансированием футбольных и прочих команд, а также другими необычайно важными вещами — но, с кожалению, не имеющими отношения к разработке новых месторождений газа.

Но вот трубопроводную систему он развивает очень упорно, причем, по мнению аналитиков, по сильно завышенным расценкам. Не говоря уже о том, что когда будут построены северный и южный потоки, то суммарная пропускная их способность станет почти в 2 раза превышать уровень добычи, который «Газпром» сам себе запланировал до 2020 года. Причем строительство новых газопроводов обойдется инвесторам в такую сумму, что любые притязания Украины на подъем тарифов окажутся на порядок, а то и на два порядка ниже.

Из чего следует весьма неприятный вывод — газовые войны с Украиной ведутся Москвой вовсе не из-за Украины, а за те невероятные откаты, которые идут от строительства новых газопроводов. Украина — просто повод. А вот Италия недополучает газ зимой — это лишний аргумент для итальянских партнеров «Газпрома» не мелочиться и вкладывать деньги в новые трубопроводы, в обход Украины. Посмотрите в честные глаза бывшего Берлускони, особенно когда он смотрит в еще более честные глаза будущего Путина. В них отражается всё, о чем вы хотели бы спросить, но стесняетесь.