https://www.funkybird.ru/policymaker

ФМС не намерена бороться с нелегальной миграцией?

Ни сам Путин, ни его команда не станут решать проблему, которую сами и породили, полагает эксперт.

Интервью главы ФМС Константина Ромодановского в «Коммерсанте» вряд ли изначально претендует на те лавры, что и статья Владимира Путина в «Независимой». Это скорее отчет чиновника умеренного масштаба о том, что тезисы «Большого Шефа» им усвоены, осмысленны и он лично готов хоть сейчас начать беззаветно над ними работать. Но и в получившейся «отписке» читатель может найти нечто полезное.

И вот что: вероятно, сам того не желая, облачая слова в невыносимый лакированный «паркет», Константин Ромодановский вполне исчерпывающе выразил, пожалуй, коллективное покорно-безразличное отношение к тем «императивам», что в той или иной форме строгости присутствовали в статье премьер-министра и кандидата в президенты Владимира Путина.

Стоило ли Владимиру Владимировичу вообще так стараться, чтоб подвластные ему ответственные за реализацию изложенного чиновники снова и снова топили тезисы в вязком, но столь привычном демагогическом болотце?

«Миграция должна быть выгодна, мы должны получать от миграции плюсы, а не минусы. Безусловно, миграция должна быть в интересах российских граждан. Во главе угла должен быть российский гражданин. И самое главное в миграции – это то, что главенствовать должны не какие-то наши симпатии, антипатии, отношения между странами. Главенствовать должен российский закон», – рассказал г-н Ромодановский журналисту «Ъ». Да ну, неужели? Миграция ведь должна быть невыгодна, она должна нести в себе минусы и работать против интересов граждан, место которых при этом – неясно где?.. Когда за правильными словами не видно правильных же дел, то вот так и остается грустно парировать. Так бы и зарплату платили чиновникам, которые красиво говорят о том, какой должна быть их работа.

Приходит вот Константин Олегович у себя в ведомстве за зарплатой, а ему говорят: «Нам сказали, чтобы мы Вам рассказали, как Вы получили свой очередной должностной оклад за Ваши рассказы», и отправляют восвояси.

Мешают Федеральной миграционной службе претворять сказку в жизнь, как оказалось, пассивная общественность и безразличные СМИ, которые недостаточно активно будоражат тонкую организацию чиновников своими возмущениями по каждому случаю, не сигнализируют, не надоедают им напоминаниями о том, что нужно как-то работать уже, что ли. «Мы – такие же граждане, как и вы. Мы – продукт нашего общества, я имею в виду миграционную службу. И, безусловно, мы своими действиями даем отклик на те вопросы, которые возникают в т. ч. и у СМИ… Общество должно обращать внимание на то, что происходит в России, реагировать более живо. Ведь миграционная служба и другие ведомства не существуют вовне. Это – не какое-то царство-королевство внутри государства. Это – элемент общества, его производное», – посетовал глава миграционной службы.

Хорошая, однако, идея. Главное, такая удобная – переложить ответственность на общество, которое, конечно же, безответственно к собственной судьбе. Но так ведь недолго и додуматься до совсем уж крамольной мысли: необходимо ли вообще в таком случае функционирование ФМС (как минимум в существующем формате)? Ведомство-то немаленькое, и финансируется не хиленько. Общество тогда уж, быть может, действительно самостоятельно, в формате каких-то объединений, возьмет и решит вопрос без всяких непонятных разросшихся структур. Разве что полномочия соответствующие прописать…

Может, и звучит как бред, но слова не последнего чиновника в силовой вертикали ведь и впрямь первым делом рождают какое-то отчаяние от бессилия, а вторым – желание уже действительно, кроме шуток, объединиться и помочь родному ФМС. А там уж, глядишь, вовсе своими силами решить «тонкие» вопросы.

Кстати, то общество, к которому апеллирует руководитель ФМС, буквально криком кричит, что нужно вводить визовый режим с теми странами, откуда к нам валом валят нелегалы. Но в ответ слышит глубокомысленные рассуждения: «Практически 80% въезжающих к нам – это граждане стран СНГ. Как они к нам въезжают? Они въезжают к нам в безвизовом порядке. Т. е. ограничителей на этом направлении у нас нет. И я считаю, что это хорошо. Это, скажем так, такой экономический фактор, обеспечение потребностей нашей экономики». Т. е., грубо говоря, «а плевали мы на то, что вы хотите. Лично я вот, руководитель миграционной службы, считаю, что безвизовый режим – это хорошо». Возникает только логичный вопрос: а зачем тогда говорить, что общество должно реагировать, если его реакция вас заведомо не устраивает? Для вида? Потому что начальник велел?..

В общем, по прочтении откровений г-на Ромодановского складывается впечатление, что никаких решительных перемен в области борьбы с нелегальной миграцией не будет (по крайней мере, до тех пор, пока он занимает свой пост). А значит, новости, подобные сегодняшней жуткой истории про то, как разнорабочие, приехавшие из Средней Азии, избили и ограбили в Калининграде 92-летнего ветерана Великой Отечественной, отобрав у него не только скудную пенсию, но и медаль «За оборону Ленинграда», будут и впредь поступать из всех уголков нашей страны. А глава ФМС все будет повторять: «Миграция – тема очень тонкая. Здесь несложно наломать дров. И глава правительства призывал нас к тому, чтобы вдумчиво подходить к решению этих вопросов. Мы таким путем и пойдем», не понимая, что время «вдумчиво подходить к решению вопросов» уже безвозвратно ушло. Настало время их решать.

Прокомментировать «размышления» главы ФМС обозреватель KM.RU попросил известного общественно-политического деятеля и публициста, доктора политических наук и председателя партии «Великая Россия» Андрея Савельева:

– Есть объективная причина, заключающаяся в том, что распавшееся государство так и не обросло границами, но оно и не может ими обрасти по одной простой причине: в них заведомо не будет никакой исторической правды. Ведь мы пережили буквально расчленение единого государства, которое складывалось веками, а проложенные границы – это не те границы, за которыми стоит некая правовая и историческая традиция. Есть и субъективный аспект – никто ничего и не делает. Путин и вся пришедшая с ним к власти группировка совершенно не занимаются управлением государством. Сейчас стало совершенно очевидно, что государство просто не управляется, лишь много разных хороших слов говорится. Над будущим президентом уже потешаются, что он год от года повторяет одни и те же фразы.

В свое время Путин был инициатором принятия тех законов, которые открыли все ворота для притока нелегальных мигрантов, открыли настежь. И с какой стати было ему же запускать обратный процесс? Если бы он действительно решил что-то всерьез менять в миграционной политике, то не произносил бы слова, а отдавал приказы, которые были бы исполнены в кратчайшие сроки. Меры, которые необходимы для пресечения нелегальной миграции, давно разработаны, все их знают, тысячи раз это все уже обсуждалось – и на уровне Государственной Думы, и на уровне экспертов. Еще фракция «Родина» когда-то вносила свои предложения. Но в Кремле просто нет людей, которые способны услышать голос разума – не только, впрочем, по поводу миграционной политики, но и по всем остальным вопросам.

Поэтому нельзя ожидать от Путина, чтобы он что-то изменил в миграционной политике. Хотел бы – давно бы сделал. А представить себе, что сейчас, в результате некоторого давления общественности, вдруг образовался какой-то «новый Путин», невозможно. Перед нами он – все тот же, никакой «реинкарнации», никакого прозрения с его стороны, никакого покаяния, никакого преображения не произошло. И никаких изменений в миграционной политике лично я от Путина и его команды не ожидаю.

– Владимир Путин предложил ужесточить ответственность за нарушение правил регистрации, вплоть до уголовной. Это спасет?

– Не спасет. У нас и сегодня достаточно законов, принятых и действующих, с помощью которых нелегальную миграцию (при желании, опять же) можно пресечь на корню. Предлагаемое ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации – это не угроза для нелегальных мигрантов. Ни они, ни те, кто их привозят, конечно, ничего не испугаются, ибо знают, что всё в России покупается, и прежде всего – чиновники. Разве что цена их покупки теперь несколько повысится… Но нелегальной миграции покровительствуют чиновники, которым благоволит сам Путин, и которые сами за него горой. Это – олигархи. И этот порочный замкнутый круг (Путин – олигархи – нелегальные мигранты) можно разве что разломать и лишь после этого наладить нечто разумное. А пустые обещания «покарать» ничего не стоят, как и звучащие ранее намерения «всех выслать». Итогом всего это сотрясания воздуха может стать разве что еще большее ужесточение тех, кто к нам приезжает нелегально, зачастую вообще не по своей воле, и живут к тому же в скотских, рабских условиях.

– А инициативу введения экзаменов для желающих у нас работать – по истории России, по основам государства и права и по русской литературе – Вы поддерживаете?

– Я бы предложил начать реализовывать эту инициативу с Путина, Медведева и их министров. Они абсолютно оторваны от нашей русской традиции, от нашей национальной истории, от национальных интересов. Они сами же, уверен, не сдадут эти экзамены, если их, конечно, будет проводить действительно компетентная и честная комиссия. Это все – слова, брошенные в воздух. Если реально ввести сейчас эти экзамены, то кто их будет принимать? Система образования, по сути, разрушена, да и проще в таких условиях просто запретить всякую миграцию в Россию, поскольку ясно, что вряд ли кто-то из тех, кто сейчас стремится к нам, в силах достойно выдержать эти экзамены (опять же при условии, что приниматься они будут честно и квалифицированно).

Само по себе предложение, может, и не лишено рационального зерна, но оно пока представлено уж очень абстрактно. Есть же простой рецепт, который и ранее предлагался – открывать повсеместно при наших посольствах и консульствах российские культурные центры, в которых могла бы вестись та самая «предэкзаменационная подготовка». И для получения рабочей российской визы желающих нужно обязать проходить все эти курсы и сдавать экзамены, по итогам которых уже и следует рассматривать вопрос об их приезде в Россию.