https://www.funkybird.ru/policymaker

Страх и гордость белых воротничков

Социальные сети заполнены призывами о помощи. Почтальоны, учителя, сотрудники региональных госкомпаний жалуются, что их угрозами заставляют посетить митинг в поддержку Путина на Поклонной горе. В большинстве своем жалобы анонимные, дальше того, чтобы пожаловаться в СМИ на руководство, мало кто готов пойти. Герои-анонимы появляются каждый день, но вместо истории о гордости мы слышим от них истории о страхе.

Старший менеджер Леонид Луков (собеседник попросил его представить так) готов разговаривать с журналистами только под псевдонимом через директ-сообщения в Twitter. Он рассказывает, как колонной на Поклонную пойдет компания ООО «Роспил». Нет, не проект Алексея Навального, а зарегистрированная в городе Усть-Кут Иркутской области организация, занимающаяся лесным хозяйством и лесозаготовками. Основная деятельность ООО «Роспил» развернута в Москве, из Усть-Кута в столицу никого не повезут, поясняет Леонид. Идти на митинг «Нам есть, что терять» «Роспил» заставляют в форме устного приказа: «Сказали, кто не пойдет – тот будет лишен премии». На утренней планерке сразу же и решили, что компания прибудет колонной: «Собираемся все вместе и идем. Как школьники». Проверять колонну руководство намерено лично. Имя директора «Роспила», кому интересно, есть в открытых источниках – Игорь Спиридонов. Леонид честно признается, что боится. Что конкретно его пугает, перспектива лишиться работы, премии или получить выговор – он не уточняет.

Второй герой – сотрудник филиала ОАО «МРСК-Центр» (Межрегиональная распределительная сетевая компания) «Смоленскэнерго». «31 000 сотрудников обеспечивают надежное электроснабжение 11 регионов Центрального федерального округа», – читаю на ее сайте . В принципе, готовая заявленная численность акции на Поклонной. Из Смоленска на митинг повезут 150 сотрудников, только мужчин, по словам анонимного источника. «Сказали, что на 3-4 февраля у нас массовый выезд в Москву. На вопрос, что за повод, ответили, что официальная причина – какое-то обучение типа «анти-террор», – пишет сотрудник. Неофициально – митинг на Поклонной. В компании ходят слухи, что кадрам уже готовят командировочные. Условий сотрудникам на встрече не ставили, просто «поставили перед фактом». Но рассказывать открыто о командировке герой опасается на всякий случай: «Неизвестно, как может откликнуться неанонимность истории».

За несколько дней в соцсетях появилось только одно неанонимное сообщение о том, как работодатели просят подчиненных прийти на Поклонную. Почти 50 человек поделились в Facebook постом преподавателя РГСУ Ольги Наймушиной. Руководство, с ее слов, заставляют на митинге «обеспечить явку всего преподавательского состава». Опять же, приказ озвучили только устно. «У меня были сомнения, идти на митинг оппозиции в третий раз или нет… Но Путин поводов для сомнений не оставляет», – написала Ольга. К вечеру преподаватель пост частично изменила, потом закрыла страницу: не ожидала, что история «выйдет за пределы круга моего общения». История закончилась, не успев начаться. Представитель университета все написанное Ольгой опроверг. Что случилось с молодым преподавателем РГСУ потом, были ли какие-то санкции к ней от руководства и пойдет она в итоге на Поклонную, неизвестно: на письмо Ольга не отвечает.

Сотрудникам «Роспила» и «Смоленскэнерго» в переписке я намекала, что понимаю их страх. Но честность за честность: я все-таки лицемерила. Большинство потенциальных героев не смогли конкретно описать, чего боятся в условиях низкой московской безработицы, по данным департамента экономической политики и развития города, она составляет меньше 1% от экономически активного населения. То есть честный профессионал найти новую работу в Москве может без проблем. Я не могу понять, что заставляет людей бояться и подчиняться требованиям руководства, которые противоречат их совести. Что заставляет людей в мороз против воли идти на Поклонную? Вы боитесь скандала в СМИ и последствий, но пробовали сначала просто сказать «нет»? У меня есть «живой ответ» на истории страха.

Учитель московской школы №590 Елена Артемьева представилась и рассказала, как директор на собрании попросил составить список из 15 учителей, которые пойдут на митинг в поддержку Путина. Проще говоря, так же, как и вас, «поставил перед фактом». Артемьевой намекали, что у преподавательского состава стабильные зарплаты, за которые надо держаться. Но она на акцию идти отказалась и не считает, что совершила поступок: «ведь митинги должны быть добровольными». История в 590-й школе закончилась без конспирологии и помощи журналистов: в список директора никто из учителей не записался, и, несмотря на это, учителя продолжают работать. Ведь, правда, митинги и выборы – дело добровольное, и каждый тут решает сам.

Директор школы №590 Виктор Григорьевич Миняйло опроверг информацию о том, что принуждал учителей и сотрудников принять участие в митинге на Поклонной горе, но признал, что информацию о митинге до преподавателей доносил. Миняйло сказал, что сам на Поклонную гору пойдет и участие в митинге за Путина примет. В отношении Елены Артемьевой и сотрудников, которые никуда 4 февраля не пойдут, санкции применяться не будут. В компании «МРСК-Центр» нам сказали, что не могут подтвердить или опровергнуть слова сотрудника компании о том, что заставляют кого-либо куда-то идти 4 февраля, ООО «Роспил» также не подтвердило факт сбора сотрудников на митинг.