https://www.funkybird.ru/policymaker

Суровая правда цифр: путинские 7,9%

3 сентября 2011 года некто zyalt (он же Илья Варламов) опубликовал в своём ЖЖ на 44.000 френдов опрос по теме «Выборы в Государственную думу».

К этому опросу присоединились ваш покорный слуга, имевший в ту пору около 35.000 подписчиков в ЖЖ, и мадмуазель Кристина Потупчик, чей актив насчитывает 5500 френдов по последнему счёту. Так что участников виртуального голосования в итоге получилось 14.196 человек. Вот как распределились их голоса:
Опрос #1775444 Выборы в Государственную думу
Открыт: Всем, подробные результаты видны: Всем, участников: 14305

За кого бы вы проголосовали, если бы выборы состоялись в это воскресенье?
Единая Россия 696 (4.9%)
КПРФ 2425 (17.1%)
ЛДПР 1383 (9.8%)
Яблоко 2413 (17.0%)
Справедливая Россия 991 (7.0%)
Патриоты России 176 (1.2%)
Правое дело 3088 (21.8%)
Не пойду голосовать 2987 (21.1%)

Понятно, что интернетовским опросам верить нельзя, потому что там нерепрезентативная выборка, простота накрутки и бла-бла-бла.
Об этом вам расскажет любой традиционный социолог, который экстраполирует данные телефонного опроса тысячи анонимов силой дюжины низкооплачиваемых студентов на население в 140 миллионов человек, и продаёт потом результат как истину в последней инстанции с погрешностью в ±3,5%.

Но про накрутки нужно понимать одну простую вещь. Довольно легко накрутить любую цифру в поддержку кандидатов (в том опросе, результаты которого вы видите, доказанная накрутка шла за Явлинского и Прохорова, она задокументирована в результатах поимённого голосования).

Совершенно невозможно накрутить цифру отсутствия поддержки. Ни у кого в Интернете — будь то владелец опроса, его републикатор, администрация суп-а LiveJournal.com, или пиарщики со стороны, нет технической возможности стереть из результатов голосования голос и имя того, кто его подал. Кроме того, подобный подвох был бы сразу замечен, задокументирован и разоблачён — даже если б использовался не такой голосовательный скрипт, как в ЖЖ, с поимёнными результатами, а более закрытый.

Например, когда администрация телепроекта «Имя России» чистила голоса, поданные за Сталина, то сталинисты очень легко поставили эксперимент и убедились, что они жмут на кнопку, а число голосов за их кумира не растёт — и был скандал. Хотя там скрипт был самопальный, совершеннейший чёрный ящик, и голосов десятки тысяч за каждого кандидата. Но всё равно спалились. А в ЖЖ элементарно такую тему попалить — если я зарегистрирован в качестве проголосовавшего, но в поимённом списке меня нет, то это документируется на раз, без никакого админского доступа, и даже без логина в ЖЖ.

Поэтому абсолютная цифра голосов, поданных за Единую Россию в том голосовании — 691 голос, включая ботов, виртуалов, братьев Якеменко, экс-депутата Рыкова, блоггера Медведева и саму Кристину Потупчик — является окончательной, и никакому опротестованию не подлежит. Можно опротестовать другую цифру — абсолютное количество участников опроса и процент сторонников ЕдРа, полученный на его основе.

Это будет уместно и легитимно, потому что за Явлинского и Прохорова накручивали несколько сотен ботов. Можно по максимуму скорректировать, аннулировав все голоса, поданные за Яблоко и Правое дело, их там всего 2359+3086. Останется, легко посчитать, 8751 голос. Из них 691 — за ЕдРо. Итого, внушительные 7,9%. Но хрен с ними с процентами, абсолютная цифра говорит сама за себя. Среди 44.000 френдов Варламова, 35.000 моих френдов и 5500 френдов Потупчик нашёлся за весь период с 3 сентября и по сегодняшний день 691 сторонник ЕдРа. Не больше.

Прошу уважаемую публику вдуматься в эту цифру.

Для какой генеральной совокупности она репрезентативна — можно спорить. Но порядки величин таковы. 13 миллионов человек взрослой месячной российской аудитории ЖЖ (TNS-Gallup), 50 млн пользователей РУНЕТа (ComScore), 53 млн взрослой ежемесячной интернет-аудитории в России (ФОМ). Не тоталитарная секта, не маргинальная группа, а больше половины от списка российских избирателей по версии Чурова. И во всей этой генеральной совокупности нашёлся аж 691 сторонник ЕдРа.

Кстати, не стоит недооценивать мощь этих 690 героев. Их достаточно, чтобы на любой найденный в блогосфере пост «Я не знаю людей, которые бы голосовали 4 декабря за Единую Россию» можно было ответить совершенно честно: ну, я голосовал. Теперь знаете. 691 человек — это большая толпа. А если у каждого из них есть хотя бы по 10 виртуалов, то вместе они — сила. Единственное место, где эта сила ничтожна — это избирательный участок в условиях честных выборов.

Нас пытаются убедить, что мы — москвичи и питерцы, горожане, пользователи Интернета, интеллигенция, работники умственного труда, стюденты, жЫды — являемся узенькой прослойкой, страшно далёкой от «народа» (к которому, понятное дело, принадлежат 30.000 работников «УралВагонЗавода»). На передаче Первого канала в минувший понедельник Михаил Леонтьев и Сергей Минаев наперебой пытались мне рассказать, что я с подопечными Помоги.Орг из Дагестана и заполярья, с моими студентами из Красноярска, Хабаровска, Нска, Томска и Владивостока, с моими жертвователями из Костромы и Кемерова, слушателями из Норильска, Мурманска, Вологды и Апатитов, читателями из Волгограда и Казани живу якобы в разных странах, и никогда не найду общего языка. Подразумевалось, хоть они этого и не говорили вслух, что весь тот «народ», до которого мне бесконечно далеко, поддерживает В.В. Путина и «Единую Россию». Это очень модная сейчас мантра среди участников сурковских инструктажей, и это их единственный способ объяснить как уже совершённый вброс бюллетеней 4 декабря, так и предстоящий мартовский. Мол, это голосовал тот самый бессловесный телезрительский «народ», которого мне нет способа знать и видеть.

Как и со всякой другой подсурковской демагогией про Россию и её электорат, эта ложь на коротких ногах вдребезги разбивается о цифры. В Интернете сегодня — 53 миллиона россиян с правом голоса. Это не сотрудники московских рекламных агентств, не офисный планктон, и даже не стюденты/жЫды. ФОМ учит нас, что из 52,9 млн взрослой месячной аудитории Интернета на долю ЦФО, с Москвой и областью, приходится 15,2 млн пользователей, и ещё 6,5 млн живут в СевЗапе (Питер, Ленобласть со страшно далёким от народа моногородом Пикалёво, Карелия с Кондопогой, Мурманск, Архангельск, Вологодчина, Новгород и Псков).

Итого, на долю «столичных штучек», включая Орёл, Белгород, Курск, Тверь, Кострому, Тулу, Тамбов, Иваново и Брянск, приходится 21,7 млн пользователей российского Интернета, страшно далёких от народа. Это, нетрудно посчитать, 40%. Другие 60% составляют «настоящий» народ, это 31,2 млн россиян с правом голоса, и среди них всех за «Единую Россию» без административного шантажа, угроз и фальсификаций пришёл проголосовать аж 691 человек. 7,9%, если считать участников опроса выборкой.

Такова электоральная база «ЕдРа». Можно спизднуть, что она ниже, чем у Путина. С тем же успехом можно сказать, что она выше, чем у Путина. Потому что во всех регионах, кроме Перми и Вятки, есть губернатор-единоросс (или президент-единоросс в Татарстане, Башкирии, Калмыкии, Чечне, Ингушетии). У которого есть какой-то свой собственный тейп, клан, электорат, группа поддержки, независимо от отношения этой группы к Путину и другим столичным штучкам. Губернатор-единоросс в марте не баллотируется, его команда — тоже, и ни один такой губернатор не выйдет на мартовские с лозунгом «Любой кандидат, кроме Путина, меня снимет и посадит». Хотя бы потому, что всех этих людей, кроме Кадырова, назначал-то не Путин.

И ни у кого из этих людей нет путинских гарантий несменяемости. А есть, наоборот, понимание, что у тех 6000 гебистов, которых Путин в бытность президентом успел назначить на ключевые посты в стране, подрастают дети. И им ой как не помешают сейчас губернаторские, сенаторские и мэрско-депутатские кресла. Так что даже в единоросской элите есть значительная прослойка крупных чиновников, которым нет причин впрягаться за Путина в марте. Поэтому поддержка Путина в регионах может оказаться ниже поддержки «ЕдРа» при одном-единственном простом условии. Что эти люди не будут на 100% убеждены в победе Путина. А они никак не могут быть в ней убеждены, когда убедятся, что его рейтинг не превышает едросовских 7,9%. Кстати сказать, и нарисованных Чуровым едросовских 49% от действительных бюллетеней Путину в марте не хватит для победы. По закону, для победы в любом туре президентских выборов Путину нужно больше 50% от всей явки, включая и испорченные, и недействительные бюллетени. Столько у него даже с чуровским волшебством нет. И в декабре не было. А с декабря его позиции только слабеют.

Тут остался последний вопрос, на который нельзя не ответить. Как же так получается, что в опросах социологических контор у Путина рейтинг выше 7,9%.

Я не буду тут указывать на очевидные вещи. Например, на погрешность экстраполяции тысячи опрошенных на 100 миллионов голосующих — об этом уже сказано выше. Не буду говорить о том, что государство является крупнейшим клиентом всех соцопросов, и ни у какой оппозиции нет таких бюджетов на скупку услуг ВЦИОМа, какой есть у правительства Путина. Даже если весь госдеповский бюджет на Россию приплюсовать — Путин всё равно платит больше. Все эти замечания обидны для социологов, а я не хочу их обижать. Поэтому приведу необидное объяснение, почему никакому соцопросу нельзя доверять в условиях несвободы, админресурса и разгула якеменковских боевиков.

С 2005 года под видом социологических опросов и журналистских интервью к людям постоянно обращаются провокаторы из молодёжных организаций, заявленная цель которых — силовое противодействие «оранжевой угрозе». Под этой угрозой они понимают наличие мнений, отличных от их собственного. Есть нашистские методички, рассказывающие, как втираться в доверие к людям, выдавая себя за социолога или независимого журналиста. А даже если бы их не было. Когда к человеку подходят на улице, и звонят ему по телефону с вопросом «А Вы, часом, не против Путина, гражданин?», то он совершенно естественно думает, что спрашивающий-то как раз за Путина. И понимает, что за спрашивающим стоит весь административный и силовой ресурс Вертикали.

Поэтому совершенно естественный ответ гражданина страны, прошедшей ГУЛаг и партийные чистки, дело Ходорковского и дело «Евросети» — что Вы, конечно я за Путина! Просто чтобы от… отстали. Чтобы не приставили топтунов, не настучали начальству, не вызвали на допрос, не выгнали с работы, как дирижёра Михаила Аркадьева, отказавшегося вступить всем оркестром в «Народный фронт».

Вот такая фигня, малята. И хватит врать, что я нахожусь дальше от народа, чем московский ресторатор Леонтьев и московский виноторговец Минаев. Даже если народ видит их по телевизору чаще, чем меня — это не значит, что он им верит.