https://www.funkybird.ru/policymaker

Цели евроатлантического сообщества

После завершения «холодной войны» международная общественность возлагала большие надежды на то, что система мироустройства станет более организованной, а обстановка – более миролюбивой. Прошло двадцать лет, однако признаков такой системы пока не видно.

Сегодня правительства многих стран перестают смотреть на евроатлантическое сообщество, бывшее до настоящего времени центром международной системы, как на доминирующую силу. В мире нет согласия по поводу того, как нужно решать проблемы государственной задолженности, экономического кризиса, климатических изменений, распространения ядерного оружия и радикализма.

Во многих отношениях этот исторический «поворот», в рамках которого центр равновесия смещается в сторону от евроатлантического региона, представляет собой прогрессивную тенденцию. Соперничество между Соединенными Штатами, Россией и европейскими державами, породившее две мировых войны и угрожавшее уничтожить нашу планету во время «холодной войны», к счастью, стало достоянием прошлого.

Тем не менее, со стороны правительств евроатлантических государств было бы ошибкой игнорировать проблемы безопасности и стабильности своего региона. Данное сообщество является основным оплотом таких западных ценностей, как демократия, свободный рынок и права человека. В этом регионе сосредоточены самые обширные торговые зоны в мире, а также большая часть ядерных вооружений. Поэтому для всех стран жизненно необходимо, чтобы евроатлантический регион оставался мирной зоной.

Более того, очень важно, чтобы эти страны начали создавать работоспособную евроатлантическую систему общественной безопасности, строительство которой долго откладывалось. Мир нуждается в руководящей и направляющей силе, которая способна сплотить всех на борьбу с угрозами сегодняшнего дня, такими как опасность попадания ядерного и биологического оружия в руки террористов, преступность в киберпространстве и эпидемии различных болезней.

Мы озабочены тем, что ситуация в области безопасности сегодня ухудшается на всей территории этого жизненно важного региона. Традиционные связи между США и Европой слабеют, а историческая неприязнь между Россией и Западом, наоборот, снова выходит на поверхность. В регионе царит разрушительная атмосфера взаимного недоверия, а экономические неурядицы только усиливают политическую напряженность. Два года назад мы основали первую в своем роде комиссию из бывших высокопоставленных чиновников, генералов и ведущих предпринимателей Европы, Северной Америки и России. Мы начали работу с того, что признали – несмотря на определенный прогресс в этой области, надежды на то, что завершение «холодной войны» положит начало процессу сближения между государствами, все еще весьма далеки от реальности.

Комиссия «Евроатлантическая инициатива в области безопасности» была сформирована с целью определения практических шагов, необходимых для строительства безопасного будущего региона. В задачи этого органа не входит разработка новых соглашений, основание новых институтов или расширение существующих альянсов. Мы стремимся наметить пути для создания широкого и эффективно работающего евроатлантического сообщества, способного решать проблемы безопасности в военной, экономической областях и сфере человеческих отношений. (Окончательный текст доклада можно найти на carnegieendowment.org/EASI).

Скромные задачи тут не подходят. Конечная цель, каким бы трудным ни был процесс ее достижения, заключается в преобразовании всего евроатлантического региона в по-настоящему безопасное сообщество государств, в котором использование или угроза использования военной силы для решения любых споров выглядят немыслимыми, в котором страны выступают единым фронтом для борьбы с представляющими опасность проблемами, а все конфликты, угрожающие миру в регионе, успешно разрешены. Только объединив усилия, правительства смогут противостоять угрозам нынешней эпохи, особенно учитывая истощение экономических ресурсов.

Комиссия наметила шесть сфер деятельности. Здесь мы остановимся на четырех из них.

• Лидеры США, европейских государств и России должны дать указания руководителям своих оборонных ведомств начать стратегический диалог, посвященный разработке практических мер раннего оповещения во всех военных сферах, чтобы каждая страна имела больше времени для принятия решений. Тогда ни один народ не будет бояться нападения в условиях кратковременного предупреждения.

• Сотрудничество европейских стран в области противоракетной обороны следует развивать не просто как инструмент для отражения потенциальной угрозы, а как средство для преобразования стратегических отношений между Россией и НАТО/США, вывода их на качественно новый уровень.

• Арктику, регион, где проблемы климатических изменений, добычи энергоресурсов и национальной безопасности сливаются воедино, нужно рассматривать в качестве потенциального элемента фундамента для строительства безопасного евроатлантического сообщества и подходить к нему только как к таковому.

• Прорыв в области разрешения затяжных конфликтов, все еще тлеющих в Европе – таких, как, например, проблема Приднестровья – необходимо выдвинуть в качестве приоритетной цели. Решать эту задачу следует в рамках новой стратегии, включающей использование ресурсов гражданского общества.

Данные задачи, конечно, выглядят грандиозными. Однако, уклонившись от их решения, мы заплатим еще более высокую цену, достаточно высокую для того, чтобы уже сегодня развернуть борьбу за достижение вышеуказанных целей. Этот процесс может начаться уже завтра, если лидеры в Брюсселе, Москве и Вашингтоне публично пообещают поддержать выдвинутые идеи и включат соответствующие вопросы в повестку дня своих саммитов.