https://www.funkybird.ru/policymaker

Позиции России и Запада по Сирии вряд ли удастся согласовать

Совет Безопасности ООН во вторник приступил к рассмотрению очередной резолюции по Сирии, разработанной арабскими странами, при этом явно не без участия Запада.

Еще до начала заседания Совбеза было очевидно, что легкой и проходной дискуссии не получится, так как Лига арабских го-сударств и Запад неприкрыто настаивают на свержении президента Башара Асада, а Россия и Китай заявляют о недопустимости внешнего вмешательства в сирийский кризис.
Представленный Марокко проект резолюции никого не удивил. Главный его посыл — Башар Асад должен оставить свой пост. Причем посыл открытый и не замаскированный никакими общими за-явлениями о необходимости остановить насилие.

Истолковать данный проект резолюции иначе как вмешательство во внутренние дела Сирии слож-но. Как следствие, Россия, поступательно выступающая против подобных действий, заявила, что не допустит иностранного вмешательства в сирийский конфликт. «Россия отвергает любые инстру-менты Совбеза ООН для оправдания иностранного вмешательства в сирийский конфликт», — заявил с трибуны ООН постпред России в организации Виталий Чуркин.
На этом фоне Россия продолжает прикладывать усилия, чтобы провести в ООН свою резолюцию, задача которой — покончить с насилием и посадить противоборствующие стороны за стол перегово-ров. В каком-то смысле Россия пытается перехватить миротворческую инициативу у ЛАГ, однако ей не дают этого сделать как Запад, так и сама Лига арабских государств. Запад и ЛАГ для себя уже все давно решили, поставив крест на режиме Асада, и настаивают на жестких мерах. Россия и Ки-тай не теряют надежды посадить стороны за стол переговоров и предлагают мягкий проект резолю-ции, который сохраняет двери открытыми для переговоров. Однако Запад и ЛАГ фактически его не замечают, и, возможно, уже сейчас готовятся к силовым действия, в том числе военным. Это кос-венно подтверждает и то, что ЛАГ приостановила работу своей миссии наблюдателей в Сирии.

В ходе прошедшего заседания стороны попытались сблизить позиции. Так, Виталий Чуркин заявил, что Россия исходит из того, что необходимо и возможно искать консенсус по сирийской резолюции. Он отметил, что некоторые элементы в текстах резолюций совпадают, и «это обнадеживает».
Однако Запад фактически попытался истолковать это в пользу своей резолюции. Так, министр ино-странных дел Франции Ален Жюппе заявил: «Мне кажется, что есть место надежде, а заявление российского представителя, похоже, открывает возможность диалога и обсуждения по мароккан-ской резолюции. Давайте попробуем достичь согласия в течение следующих двух дней».

«Ничего, абсолютно ничего в проекте резолюции, распространенной постпредом Марокко при ООН, нельзя трактовать как санкцию на использование силы. Этот проект резолюции не подпа-дает под действие главы VII Устава ООН. Мы не ведем подготовку к военному вторжению», — ска-зал французский министр.

Сложно сказать, на основе проекта какой резолюции Чуркин предлагает искать консенсус, однако, скорее всего, на основе российского, так как понятно, что Запад и ЛАГ никогда не вычеркнут из своего проекта требование об уходе Асада, а Россия с ним не согласится.
Сейчас сложно спрогнозировать, чем закончатся консультации в ООН по сирийскому проекту резо-люции. В то, что будет найден консенсус, верится с трудом. В результате, если марокканский про-ект в нынешнем его виде или с косметическими правками будет вынесен на голосование, Россия наложит на него вето.
Это, в частности, подтвердил в среду Виталий Чуркин. «Если текст будет для нас неприемлемым, мы, конечно, проголосуем против. Текст, который мы будем считать ошибочным, и который приве-дет к усугублению конфликта, мы не позволим, чтобы он был принят. Это однозначно», — сказал он.

При этом Чуркин добавил, что Россия выступает категорически против введения эмбарго на по-ставки оружия в Сирию. «Как мы можем сказать, что мы разорвем все наши контракты, все наши многолетние отношения с Сирией, причем (глава МИД России Сергей Лавров) вчера сказал, что то, что мы поставляем, — это не то, чем они могут там стрелять в демонстрантов… Мы категорически говорим, что ни на какое эмбарго мы не пойдем, собственно, даже на намек эмбарго», — сказал Чур-кин.
Ситуация в настоящий момент видится тупиковой и чем дальше усугубляется кризис внутри Сирии, тем скорее Запад захочет в перспективе повторить там ливийский сценарий. И здесь Россия должна будет сказать свое веское слово и не допустить того позора, который получился в ситуации с Ливи-ей, где Москва потерпела сокрушительное дипломатическое поражение.