https://www.funkybird.ru/policymaker

Сирию хоронят в окопе информационной войны

Подготовка к смене режима Асада вышла на финишную прямую.

В среду, 1 февраля, в Совете Безопасности ООН вновь безрезультатно закончилось очередное обсуждение проекта резолюции по ситуации в Сирии. Как сообщает Русская служба BBC, представленный Марокко проект, поддерживает ключевые моменты плана, предложенного ранее Лигой арабских государств (ЛАГ). Она призывает сирийского президента Башара Асада передать власть своему заместителю, который в течение двух месяцев сформирует правительство национального единства с участием представителей оппозиции. В этом проекте также содержится призыв оказать дополнительные меры воздействия на сирийский режим, если президент Сирии не отреагирует на предложение о передаче власти.

В итоге, хотя сторонам и не удалось прийти ни к какому конкретному решению, назвать прошедшие переговоры незаметными никак нельзя. На них прибыли не послы стран-членов Совбеза ООН, а лично госсекретарь США Хиллари Клинтон, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг, глава МИД Франции Ален Жюппе и ряд других высокопоставленных лиц других стран. Но даже высокий статус переговорщиков не смог изменить позицию Россию, требующей чтобы в любом решении Совета Безопасности по Сирии была обозначена недопустимость внешнего силового вмешательства во внутрисирийские процессы и введения санкций или их угрозы. Нашу страну также не устраивает то, что вина на многочисленные жертвы противостояния возлагается только на правительство Башара Асада, а постпред РФ при ООН Виталий Чуркин заявил, что Москва не пойдет ни на какое эмбарго российских поставок оружия в Сирию. Подсластить пилюлю накануне попытались приглашением официального Дамаска и оппозиции сесть за стол переговоров в Москве, но оппозиционеры от этого категорически отказались, потребовав предварительной отставки действующего президента.

Еще накануне обсуждения резолюции Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что условием для начала внутрисирийского диалога не должна быть отставка действующего президента, при этом добавив: «Мы нигде и никогда не заявляли, что сохранение Башара Асада у власти — предпосылка для урегулирования конфликта. Мы говорили о том, что решение по данному вопросу должно быть сирийским, именно все группы сирийцев должны начать переговоры и принять решение… Если потребуют от него уйти, а он не уходит, то что делать? Вызывать военную авиацию? Бомбить? Это мы проходили уже, и это Совет Безопасности не одобрит никогда, это я вам гарантирую». В этой ситуации ясно одно — позиция нашей страны не позволяет принять никаких серьезных мер по изменение сложившейся ситуации хоть в какую-то сторону.

В результате Хиллари Клинтон прямо заявила, что дни Асада во главе сирийского государства сочтены. «Мы знаем, что в Сирии грядут перемены. Несмотря на жесткую политику, царству террора режима Асада придет конец, и народ Сирии определит свою собственную судьбу», — заявила она. «Вопрос только в том, сколько еще невинных умрет перед тем, как эта страна сможет приблизиться к будущему, которого она заслуживает». Отметился резким высказыванием и премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джасем аль-Тани: «Машина убийства все еще продолжает работу». С критикой позиции России выступил ряд мировых, а также отечественных СМИ.

Напомним, что с конца декабря 2011 года в Сирии для проведения независимой экспертизы действий властей и оппозиции находится миссия наблюдателей ЛАГ. Эта организация 12 ноября прошлого года приняла решение об исключении Сирии из своего состава, обвинив ее в невыполнении взятых на себя обязательств (освобождение политзаключенных, вывод войск из городов, доступ правозащитников и журналистов в страну). Но неожиданно 7 января на заседании этой организации лидер миссии, суданский генерал ад-Даби в своем докладе подверг резкой критике действия сирийской «оппозиции». Он возложил на нее вину за ряд кровавых терактов и разжигание конфликта, что вызвало недовольство Катара и той самой оппозиции, которые обвинили наблюдателей и суданского генерала в «некомпетентности». Также неудовлетворительной назвала работу миссии и госпожа Клинтон, призвав ЛАГ, больше не направлять в Сирию наблюдателей. Но дальше — больше: в докладе от 22 января наблюдатели констатировали, что зачастую кровопролитие в Сирии вызвано нападением отрядов так называемой вооруженной оппозиции на военные объекты и полицию, заявили, что приезд наблюдателей в Сирию позитивно сказался на ситуации в этой стране и привел к снижению уровня насилия. Также в докладе отмечалось выполнение Асадом ряда требований ЛАГ и искажение некоторых фактов рядом арабских СМИ.

Это уже совсем не вписывалось в логику «кровавых расправ режима» над «мирными демонстрантами». В результате 24 января 2012 года шесть наиболее радикально настроенных стран Персидского залива заявили о том, что выводят своих наблюдателей из состава миссии Лиги арабских государств в Сирии. В качестве обоснования этого было заявлено, что сирийское правительство не исполняет ни один из пунктов арабского плана по прекращению кровопролития.

В данный момент ударными темпами происходит вооружение этих шести стран со стороны США. Только за одну декабрьскую неделю с ними было заключено военных контрактов на 36 миллиардов долларов. Может быть, это должно подтолкнуть Сирию более охотно идти по пути демократических реформ в своей стране? Как ни странно, самих сирийцев не вдохновляет пример стран, уже прошедших этот путь: ни Египта, где продолжаются столкновения и убийства демонстрантов, а также совершаются групповые изнасилования случайных женщин на главной площади столицы (представьте себе нечто подобное на Красной площади в Москве); ни Ливии, где не прекращается гражданская война на фоне ввода 12 000 солдат НАТО для охраны нефтеперебатывающих заводов; ни даже относительно спокойного Туниса, где к власти пришли исламисты. От всего это Сирия продолжает отбиваться. Это уже стоило более 2000 жизней солдат и полицейских (по данным властей). Всего в противостоянии погибло более 5000 человек (по данным ООН).

Так или иначе, налицо кардинально противоположное восприятие того, что происходит в Сирии Соединенными Штатами, странами Европы, Персидского залива с одной стороны и Россией, Китаем, рядом арабских стран, а также властями самой Сирии, с другой. У обывателя это восприятие формируется, прежде всего, информационной картинкой, которую транслируют крупнейшие мировые СМИ, а затем тиражируют СМИ отдельных стран. Поэтому было бы правильно присмотреться к тому, что за информация распространяется и получает ли она подтверждение от тех, кто имеет возможность ее проверить.