https://www.funkybird.ru/policymaker

Трагедия Кудрина: вам его жалко?

Оппозиционная деятельность бывшего министра финансов с каждым днем все больше начинает походить на разворачивающуюся на наших глазах трагедию. Вот, громко хлопнув дверью ушел с государевой службы, отказавшись отвечать за принятые не им решения, вот пришел на митинг, где кричали «Путина в отставку!» (его друга, между прочим) и там выступил, вот – завел твиттер и запустил сайт, на котором можно найти даже хобби бывшего министра. И вот уже вызвался быть переговорщиком между Кремлем и оппозицией. Зачем? Вроде бы заложников никто не захватывал и на Кремль в атаку не идет.

Нет, понятно, почему именно он – вхож и туда, и сюда, и там, и здесь имеет определенный авторитет. Непонятно другое – кому нужны эти переговоры. Власти не о чем переговариваться с митингующими до тех пор, пока они не взяли в руки булыжники, заботливо уложенные мэром Собяниным на тротуары под видом плитки. Болотная площадь заявила свою позицию ясно и доходчиво и в толкователях не нуждается. Более того, в Кремле что-то там расслышали и начали вносить какие-то законопроекты, если не демонтирующие вертикаль власти, то ее подтачивающие. Предмет для обсуждения с переговорщиком вроде как отсутствует.

Не вызовись Кудрин на эту роль, место осталось бы вакантным. Переговоры нужны, в первую очередь, самому бывшему министру финансов. Потому, что он совсем не политик. Ну разве можно представить себе интеллигентного Кудрина обещающим каждой женщине по мужу или отмену всех налогов разом? Он мастер непопулярных, но правильных решений. За это его не жалуют ни граждане, ни бизнес. Кто поддержит партию, ратующую за повышение пенсионного возраста? Кто встанет под знамена бюджетной дисциплины? Его язык не понятен массам.

Кудрин – государственный деятель, и его место в Белом доме или Кремле. И не случайно поговаривают, что он все еще ездит в Минфин и управляет ситуацией даже и без портфеля. Он ходит в Кремль, несмотря на бессмысленность этого занятия, он публично признает Путина своим другом, но указывает на разногласия. Зачем? Все что знает и умеет один из лучших российских экономистов оказалось невостребованным. Для главы Центробанка он слишком масштабен, для политика – недостаточно харизматичен. Даже у профессионального заключенного Удальцова куда больше харизмы. И это трагедия, в первую очередь, личная. Потому как что такое государственный деятель в оппозиции? Это у них Уинстон Черчилль, а нас – Михаил Касьянов.

Будь у него побольше харизмы, он мог бы стать каким-нибудь МакКейном, но для этого ему надо сделать свою, достаточно сильную партию, заметную хотя бы в парламенте. Он бы мог сделать такую партию, потому что может мыслить системно. Но придется нанять настоящего харизматичного лидера: Кудрин все же актер второго плана, ему нужен кто-то, кто станет впереди, кто способен доходчиво объяснять и вести за собой массы. Но сделать ее без помощи Кремля/Белого дома он не сможет – не та политическая система. А сделать ее при поддержке Кремля… Ну что же это за оппозиция? В общем, политический момент не располагает.

По иронии судьбы тем самым сильным и харизматичным первым номером для Кудрина был Путин. Но не Медведев, к которому бывший министр, кажется, относится с легким презрением.

Нет, Кудрину никак нельзя оторваться от государства – сгинет в волнах несистемной оппозиции, пропадет и поминай как звали, оставшись только в учебниках истории. Да портрет повесят в парадном зале Минфина, где все министры финансов от сотворения министерства. Ему нужна любая роль, если только она будет государственной и, желательно, второй. Хоть и переговорщика. И не надо требовать от него, чтобы он перестал советоваться с Путиным идти ли ему на митинг.