https://www.funkybird.ru/policymaker

Кара-Мурза: Ельцин и акции протеста в России

В Эстонии группа из 39-ти общественных деятелей и предпринимателей предложила увековечить вклад первого президента России Бориса Ельцина в восстановление независимости Эстонии в виде памятного знака в Таллине, сообщил Росбалт. Первого февраля 2012 года со дня рождения Ельцина исполнился 81 год.

Владимир Кара-Мурза: Первого февраля 2012 года исполнился 81 год со дня рождения Бориса Николаевича Ельцина.
Группа общественных деятелей и предпринимателей Эстонии предлагают увековечить вклад первого президента России в восстановление независимости Эстонии в виде памятного знака, который предполагается установить в Таллине, говорится в обнародованном в среду обращении. С инициативой установки памятника выступили общественные деятели Эстонии. Среди них — бывший президент Эстонии Арнольд Рюйтель, бывший первый секретарь ЦК Компартии Эстонии Вайно Вялас, председатель парламентской комиссии по иностранным делам Марко Михкельсон.
По словам группы, таким образом эстонское общество отдаст дань уважения чрезвычайному вклады Ельцина в бескровный процесс восстановления независимости страны.
В четверг Наина Ельцина откроет в Перми фотовыставку, посвященную мужу. В экспозиции — около трехсот фотографий из собрания Президентского центра Ельцина, сделанных ведущими отечественными фотографами. Большая часть представленных фотографий относится к 90-м годам уже ушедшего века. Именно этот период принято называть эпохой Ельцина, именно в этом десятилетии произошли важнейшие, глобальные события в жизни нашей страны,
О том, с кем был бы Борис Ельцин в ходе сегодняшних протестных акций, об этом в день рождения первого президента России беседуем с организаторами митингов начала 90-х годов Михаилом Шнейдером, ответственным секретарем Федерального политсовета «Солидарность», философом Игорем Чубайсом, Александром Музыкантским, уполномоченным по правам человека в Москве и Глебом Якуниным, бывшим народным депутатом Российской Федерации.
Какова была атмосфера первых демократических митингов с участием Бориса Ельцина?

Александр Музыкантский: Эти митинги начались еще во время избирательной кампании по выбору народных депутатов СССР. Эти выборы состоялись в марте 89 года. И в рамках этой кампании начались первые митинги. Я помню, несколько раз выступал Борис Николаевич в Зеленограде, Зеленоград тогда его выдвинул кандидатом своим, и он туда приезжал, выступал там несколько раз, в том числе и на улице. А вот еще я помню митинг такой же на улице накануне выборов, за неделю или за две до выборов в Братеево. В центре города таких митингов не было, но эти два я точно помню, митинги в рамках избирательной кампании по выборам народных депутатов СССР. А после этого первой большой массовый митинг накануне выборов народных депутатов Российской Федерации и депутатов Московского совета, он прошел как раз 4 февраля 90 года на Манежной площади, там было шествие и потом митинг. В шествии Борис Николаевич, кажется, не участвовал, а на митинге он выступал. На Манежной площади, трибуна была около гостиницы «Москва», трибуна стояла просто в грузовике с откинутыми бортами, на этом грузовике были выступающие. Вот он тогда там выступал — это действительно был первый большой массовый митинг в Москве, который был организован в рамках избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР, которые прошли в марте.

Владимир Кара-Мурза: Как вы считаете, в чем важность накопленного в те дни опыта?

Александр Музыкантский: Важность накопленного в те дни опыта говорит о том, что такие большие массовые мероприятия, они действительно приводят к результатам. Смотрите: 4 февраля был митинг, и недели через две Верховный совет принял решение об отмене 6 статьи конституции Советского Союза. А это требование давно выдвигалось и на разных демонстрациях, и митингах. Очень популярным был плакат просто в виде перечеркнутой шестерки. Верховный совет принял это решение через пару недель после первого большого массового митинга на Манежной площади. Тогда по-другому немножко организовывалось. Было Московское объединение избирателей, в нем координационный совет, и Московское объединение избирателей, были представители в каждом из 33 районов, что важно, на очень многих предприятиях. Предприятия тогда в Москве были в большинстве своем большие коллективы, по тысячи, по полторы тысячи человек, там были советы трудовых коллективов, они представляли собой достаточно сплоченную организованную силу. И их представители входили в Московское объединение избирателей. Вот она и сформулировала резолюцию митинга, готовила резолюцию, выступающих. Приходили слушать с удовольствием. Тогда и Афанасьев выступал, Гавриил Попов, очень много людей. Я помню, 4 февраля Евтушенко шел в колонне, у него был блокнот с карандашиком, он все время губами шевелил, а на митинге уже выступил с новым стихотворением, кажется, оно называлось «Поможем свободе». Может быть его можно где-то найти, мне кажется, сейчас оно было бы актуально.

Владимир Кара-Мурза: У нас в студии один из тех, кто выступал с этой импровизированной трибуны — бывший народный депутат Российской Федерации и Государственной думы Глеб Якунин. Чем запомнился митинг 7 февраля 1990 года? 4 марта выборы были в тот год, как и в этом.

Глеб Якунин: Удивительное совпадение. С одной стороны многое совпадает, а с другой стороны есть большие противоречия. Этот митинг все-таки огромная заслуга великого человека Михаила Сергеевича Горбачева. С 97 года я был политзаключенным, всех освободили, начиная с Сахарова. Мы принимали активное участие в этой жизни, мы видели, что свобода настоящая, что свобода — это основа демократии, основа нормальной жизни общества и человека. И мы эту свободу почувствовали. Было два человека, тогда они были в одной упряжке, если можно так выразиться — и Горбачев, и Ельцин. Происходил 28 съезд партии КПСС, обратите внимание, тогда Ельцин был выдвиженцем Горбачева, и он выступил и сказал, что он приостанавливает членство в коммунистической партии. Это огромный шаг с его стороны, не побоялся. Такое доверие к Ельцину во многом тогда зависело. Тоталитарная система тогда была, сейчас, к сожалению, почти тоталитарная система с чекистами во главе, а тогда чекисты подчинялись партии. И он готов был выйти из партии, поэтому в том числе ему была огромная поддержка. Со стороны верха, начальства, и Горбачев был сторонник перестройки, все его идеи, и Ельцин продолжал эту линию, поэтому было легко всем нам. Кто выступал и участники считали, что начинается новая жизнь со свободы.

Владимир Кара-Мурза: Организатором и ведущим каких митингов вам довелось быть?

Игорь Чубайс: Вы знаете, я организовывал самый первый массовый митинг в «Лужниках» — это было марта 89 года. И очень много было любопытного, интересного на этом митинге. Я сейчас, пожалуй, одно обстоятельство хочу припомнить. Этот митинг 25 марта был накануне выборов в Совет федерации, Верховный совет. И мы уже знали по предварительным социологическим опросам, сколько будет у Ельцина. Мы были уверены, что Ельцин должен пройти в депутаты. И на митинге до выборов мы объявили результаты, которые должны быть. И мы сказали, что если будет фальсификация, то мы будем продолжать свою борьбу. И люди уже знали, какие должны были быть итоги. Так вот, это было бы полезно сделать и сейчас, потому что, я думаю, что на честных выборах Путин победить не может и поэтому нужно заранее объявить, какие результаты должны быть в этом голосовании.

Владимир Кара-Мурза: Как удалось организовать столь массовое шествие 7 февраля 1990 года?

Михаил Шнейдер: Наверное, речь идет о 4 февраля. Февральское шествие было ровно 22 года назад 4 февраля. Как раз организаторы акции в этом году ориентировались на дату 4 февраля. Передо мной лежит листовка того времени, в которой написано: «Москвичи, клика Лигачева рвется к власти. Долго ли будем отсиживаться по домам или оставим улицу «Памяти»? Всем, кто не хочет повторения…» и так далее. Очень похожа и дата сбора 12 часов, и место сбора практически совпадает. Немножко другой маршрут, правда, мы идем перпендикулярными маршрутами. 22 года назад мы шли от Калужской площади по Садовому кольцу до Тверской, поворачивали направо на Тверскую и по Тверской выходили на Манежную площадь. А вторая часть, второй язык этой огромной демонстрации свернул немножко пораньше, хвост колонны свернул пораньше по маршруту на Новый Арбат, тогда он назывался проспектом Калинина и вышли на Манежную площадь. Эта часть демонстрации вышла уже немножко с другой стороны Манежной площади. Организация, тогда не было никаких нынешних средств связи, про это и говорить нечего. Было, как правильно Александр Ильич Музыкантский сказал, была разветвленная сеть Московского объединения избирателей, организации были во всех районах Москвы. И в принципе телефонная связь, мы были разбиты на пятерки, и телефонная связь во многом заменяла нынешние социальные сети. То есть люди чаще просто встречались, как сейчас принято говорить, в офф-лайне, чаще смотрели друг другу в глаза, чаще это было живое обсуждение будущих акций. Так что особых затруднений организация тогда не вызвала.