https://www.funkybird.ru/policymaker

Мой адрес не дом и не улица. Тупик Солженицына

Я в последнее время пристрастился в машине слушать «Серебряный дождь». Хорошая радиостанция, правда на митинг «За честные выборы» все время призывает и либеральная на всю голову. Вот сегодня все утро, например, ведущие зачитывали Алксандра Исаевича Солженицына. «Как нам обсустроить Россию», в частности. Да так, знаете, с пиитетом, почти с придыханием, да такие вкусные фрагменты, что я пришел на работу и решил эту брошюру 1990 года перечитать.
Ну а перечитав, не могу теперь не поделиться избранным с окружающими. Немного разбавив, уж извините, текст своими комментариями.

Итак
слово великому Мыслителю, публицисту, общественному и политическому деятелю (как характеризует Александра Исаевича один энциклопедический ресурс), чьим именем за заслуги перед Отечеством названы улицы в Москве, Кисловодске и Ростове-на-Дону, стипендии имени которого учреждены специальным президентским указом и т.д.:

«КАК НАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ Посильные соображения
Источник: Специальный выпуск. Брошюра к газете «Комсомольская правда» от 18 сентября 1990 г.

А.И.С: «… Семьдесят лет влачась за слепородной и злокачественной марксо-ленинской утопией, мы положили на плахи или спустили под откос бездарно проведённой, даже самоистребительной, «Отечественной» войны — треть своего населе­ния».

Не гордиться нам и советско-германской войной, на которой мы уложили за 30 миллионов, вдесятеро гуще, чем враг, и только утвердили над собой деспотию.

Д.Л.: Александр Исаевич так пишет о «бездарно проведенной» ВОВ, как будто Германия нас победила, а не мы Германию. Хотя, полагать ВОВ «самоистребительной» (?!) и писать «Отечественной» в кавычках, называя войну «советско-германской» — это уже характерная черта к портрету. Не говоря уже о словах «мы положили» и «спустили под откос» — в отношении жертв.
Кстати, о фактах — потери Советского Союза в Великой Отечественной, и боевые, и мирного населения, составили 27 миллионов. Безвозвратные потери РККА и флота (включая боевые действия на Дальнем Востоке) составили 11 млн. 285 тыс. человек (для оценки — безвозвратные людские потери вермахта — 11 млн. 844 тыс.). 16 миллионов человек — это жертвы среди мирного населения. Это немецкие бомбардировщики над нашими городами, это сожженные вместе с жителями деревни, это карательные операции, это политика Третьего рейха на оккупированных территориях. Вот так вот «мы» «спустили под откос» 16 миллионов стариков, женщин и детей.
Или Солженицын ассоциировал себя к другими «мы»?

А.И.С: «И так я вижу: надо безотложно, громко, чётко объявить: три прибалтийских республики, три закав­казских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если её к Румынии больше тянет, эти одиннадцать — да! — непременно и бесповоротно бу­дут отделены…
О Казахстане… сегодня во всём раздутом Казахстане казахов — заметно меньше половины. Их сплотка, их устойчивая отечественная часть — это большая южная дуга областей, охватыва­ющая с крайнего востока на запад почти до Каспия, действительно населённая преимущественно казаха­ми. И коли в этом охвате они захотят отделиться — то и с Богом.
И вот за вычетом этих двенадцати — только и оста­нется то, что можно назвать Русь…
…нет у нас сил на окраины, ни хозяйственных сил, ни духовных. Нет у нас сил на Империю! — и не надо, и свались она с наших плеч: она размозжа­ет нас, и высасывает, и ускоряет нашу ги­бель.

Отделением двенадцати республик, этой кажу­щейся жертвой — Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного внутреннего развития, наконец обратит внимание и прилежание на саму себя».

Итак, объявить о несомненном праве на полное отделение тех двенадцати республик — надо безотла­гательно и твёрдо. А если какие-то из них заколеблют­ся, отделяться ли им? С той же несомненностью вы­нуждены объявить о нашем отделении от них — мы, оставшиеся. .

Д.Л.: Эта известная идея времен развала СССР удивительно актуальна сегодня — в меньших уже масштабах, в масштабах России. Не правда ли, и националисты, и либералы с удовольствием подпишутся — замени советские республики на ряд российских?
Но, собственно, ниже А.И.С. пишет уже о самой России:

А.И.С: И после всех отделений ваше государство всё равно, неизбежно, останется многонародным, хотя мы не го­нимся за тем.
Для некоторых, даже и крупных, наций, как тата­ры, башкиры, удмурты, коми, чуваши, мордва, ма­рийцы, якуты, — почти что и выбора нет: непрактично существовать государству, вкруговую охваченному другим. У иных национальных областей — будет внешняя граница, и если они захотят отделяться — запрета не может быть и здесь.

Д.Л.: В общем, хорошо в границах Московского княжества! Долой имперские замашки. Заодно хорошо бы изжить всякие постимперские пережитки (тоже любимая тема современных либералов) — вроде патриотизма, гордости за великую державу и т.д. Об этом А.И.С. тоже пишет:

А.И.С: «Я с тревогой вижу, что пробуждающееся русское национальное самосознание во многой доле своей никак не может освободиться от пространнодержавного мышления, от имперского дурмана, переняло от коммунистов никогда не существовавший дутый «совет­ский патриотизм» и гордится той «великой советской державой», которая …изглодала последнюю производительность на­ших десятилетий на бескрайние и никому не нужные (и теперь вхолостую уничтожаемые) вооружения, опо­зорила нас, представила всей планете как лютого жадного безмерного захватчика…

Надо перестать попугайски повторять: «мы гордим­ся, что мы русские», «мы гордимся своей необъятной родиной», «мы гордимся…». Надо понять, что после всего того, чем мы заслуженно гордились, наш народ отдался духовной катастрофе Семнадцатого года (ши­ре: 1915—1932), и с тех пор мы — до жалкости не прежние, и уже нельзя в наших планах на будущее заноситься: как бы восстановить государственную мощь и внешнее величие прежней России».

Д.Л. По-моему в дополнительных комментариях не нуждается. После «духовной катастрофы 1915-32 гг» (?!) грешно такой страной гордиться.

А.И.С: И — откуда же набрать средств?
А: до каких же пор мы будем снабжать и кре­пить — неспособные держаться тиранические режи­мы, насаженные нами в разных концах Земли,— этих бездонных расхитчиков нашего достояния? — Кубу, Вьетнам, Эфиопию, Анголу, Северную Корею, нам же — до всего дело! и это ещё не все названы, ещё тысячами околачиваются наши «советники», где ни попало. И столько крови пролито в Афганистане — жалко и его упустить? гони деньги и туда?.. Это всё — десятки миллиардов в год.
Вот кто на это даст отрубный единомгновенный отказ — вот это будет государственный муж и пат­риот.
А до каких пор и зачем нам выдувать все новые, новые виды наступательного оружия? да всеокеанский военный флот? Планету захватывать? А это всё — уже сотни миллиардов в год. И это тоже надо отрубить — в одночас. Может подождать — и Космос.

Д.Л.: Вот кто, оказывается, настоящий государственный муж и патриот. Тот, кто сдает все геополитические позиции. Отлично, теперь США снабжает и крепит другие неспособные тиранические режимы, а иногда и просто завоевывает. Но это же мы — «лютый и жадный безмерный захватчик». Так что нам — каяться. Все подождет, пока не покаемся. Даже Космос — какой Космос, что вы! «Отрубить в одночас».
Хотя, я уверен, по сей день множество либералов подпишутся под каждым словом — вплоть до патетического восклицания про «наступательные вооружения» и флот. Нафига они нам, правда? Разве мы собираемся с кем-то воевать? Зато сколько денег сэкономим.

В общем, там много замечательного, читать не перечитать. Казалось бы, из дня нынешнего — какое-то помутнение рассудка. Ан нет же, цитируют в эфире, обсуждают, говорят об этом — между призывами на митинг «За честные выборы».
Значит актуально. Ну, по крайней мере, немедленного отвращения не вызывает. Не через силу же ведущие зачитывают отрывки из брощюры Мыслителя и Деятеля. Да и в интонациях — ни тени осуждения.

Вот это-то больше всего и пугает.