https://www.funkybird.ru/policymaker

Всерьез бороться с Путиным намерен только Миронов

Именно он является наиболее вероятным соперником премьера во все более неизбежном втором туре выборов.

Без малого две трети граждан убеждены в том, что Владимир Путин станет следующим президентом уже по итогам выборов 4 марта с.г., то есть спокойно преодолеет 50%-ный барьер. Отрицают такой легкий исход кампании лишь 19% опрошенных — таковы данные опроса, проведенного в конце января ВЦИОМом. Социологи при этом отметили две интересные особенности: в «победу с первого раза» Путина верит не только его электорат, но и сторонники других кандидатов. А среди тех, кто уверен во втором туре, преобладают сторонники Сергея Миронова.

Однако оппозиция воспринимает выводы ведущей социологической службы критично (надо сказать, не без основания), к тому же очевидно, что уверенность в победе Путина в первом туре и желание этого суть не одно и тоже, хотя очевидно и понятно желание приближенных к кандидату от власти политманипуляторов сыграть на смещении акцентов.

Так или иначе, личный рейтинг Владимира Владимировича, если в совокупности брать последние опросы различных служб колеблется аккурат где-то на грани 50%. Уже очевидно, что решаться судьба этого кандидата будет действительно стечением удачных или неудачных обстоятельств: какова будет явка избирателей к урнам, сколько из «несогласных» реально решит перенести «резолюцию» кухонных разговоров на бюллетень, а сколько «согласных» решит не тратить время на прогулку до участка (потому что «и без нас пройдет в первом туре») и дождаться итогов по телевизору; как себя проявит пресловутый «административный ресурс» наконец и не «наломает ли дров» во всех смыслах? Прошедшие думские выборы вообще дали богатую пищу для глубоких размышлений. Оказалось, например, что даже почти 100% поддержки от республик Северного Кавказа едва-едва помогли партии власти сохранить просто элементарное большинство мест в парламенте, да и то лишь за счет не прошедших в Думу «спойлеров».

Все это прекрасно видят и в Кремле и в «Белом доме». Старая схема неожиданно дала пусть не критический, но сбой. Гипертрофированная активность оппозиции, родящая сюрприз за сюрпризом его, похоже, лишь усугубила и сделала до неприличия очевидным, прикрывать образовавшийся «срам» оказалось, по сути, нечем, некем, да и просто неохота… И с таким незавидным багажом власть приходит к самому важному из всех своих экзаменов перед народом. Пожалуй нужно быть блаженнейшим и далеким от политики оптимистом, чтобы сегодня вообще говорить о реализации того или иного сценария мартовских выборов с большой долей уверенности.

Критически важным для Кремля представляется ближайшая суббота, когда на улицы выйдет оппозиция и сторонники Путина — явно ведь не приятной прогулки ради, по такой-то погоде, но дабы помериться электоральной мощью. Между тем уже сейчас в СМИ просачиваются тревожные сигналы от бюджетников, жалующихся на недвусмысленные директивы сверху. При этом озвучиваются и номера школ и названия предприятий. Но, собственно, что тут нового, если подумать? Ведь и ранее на провластных акциях организаторы даже как-то не всегда удосуживались и привозящие «массовку» автобусы скрывать.

Но то было раньше. Сейчас критически важно показать именно чистоту помыслов присутствующих на митинге в поддержку Путина людей. Вот где настоящая дилемма для средней руки чиновничества, никогда на Руси не отличавшегося особым умом и сообразительностью. Прямо по дедушке Крылову: «услужливый дурак опаснее врага». И потому уже не столь существенным для власти представляется то, какое количество присутствующих на Болотной площади и на Поклонной горе объявит вечером в программах «Время», «Вести» и «Сегодня». Формирование общественного мнения с некоторых не очень давних пор вдруг вырвалось из-под ига официозной информационной политики. И это стало еще одним тревожным открытием декабря 2011-го.

И в этом свете уверенность Геннадия Зюганова в том, что второй тур президентских выборов неизбежен (о чем лидер КПРФ рассказал журналистам в последний январский день) никак не может выглядеть безосновательной или вызывающей — это скорее констатация весьма и весьма вероятного сценария, возможность которого обусловлена исключительно прозрачностью выборного процесса, то есть когда перед ТИКами по всей России, грубо говоря, не ставится цель «обеспечить» победу кандидата от власти любой ценой.

Однако и для самого Геннадия Андреевича предстоящие выборы могут пройти не без сюрприза. Так, чем ближе к марту, тем более уверенно раздаются из экспертного пула прогнозы, что конкурировать во втором туре с Владимиром Владимировичем может вовсе и не «забронзовевший» вождь КПРФ. В качестве альтернативы называется фигура Сергея Миронова, чья партия является несомненным триумфатором прошедшей парламентской кампании даже при всех украденных у нее голосах (по данным ассоциации «Голос», на которые ссылается в своей публикации респектабельный журнал Forbes, у «справедливороссов» работающие в избирательных комиссиях чуровские кудесники увели минимум 24142 голоса). Свое представительство в нижней палате руководимая Мироновым партия смогла увеличить более чем на 70%, что невозможно списать на одно лишь «протестное голосование», которое вряд ли обделило вниманием и все остальные партии.

Не иначе как поэтому уже на своей пресс-конференции Сергей Миронов объявил о том, что не намерен делегировать свои голоса в пользу Зюганова. Главный коммунист, по мнению лидера «эсеров», не готов побеждать в принципе, а сам он готов побороться с Путиным во втором туре. Тут и предлагаемый Мироновым перечень кабинета министров подоспел весьма кстати — бить, так наотмашь, политическим эксклюзивом. Ведь такая идея не пришла в голову даже Прохорову, до сих пор в глазах общественности отличавшегося тягой к нетривиальности в политическом процессе.

Перспективы необходимости проведения второго тура президентских выборов в существующих условиях в беседе с обозревателем KM.RU оценил ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин:

— Я думаю, что вероятность второго тура сейчас 50/50, так как мы видим, что число определившихся избирателей, которые будут голосовать за Путина, по данным всех соцопроосов превышает 60%, но их же число от общего количества избирателей колеблется уже на уровне около 50%. При этом, как показывает практика последнего времени, результат кандидата от власти ближе всего совпадает как раз со вторым показателем, больше кореллирует с теми соцопросами, которые дают цифру относительно общего числа избирателей. Так что сейчас ситуация достаточно неустойчивая и о втором туре говорить можно, хотя я бы и не стал при этом излучать такую уверенность, какую излучает Геннадий Зюганов, потому что все развивается очень динамично.

Но если сейчас в интернете активно последуют разоблачения активизации административного ресурса, что мы наблюдали в ноябре, то существует немалая вероятность того, что руководство многих избирательных комиссий побоится уже так открыто и нагло использовать административный ресурс и это объективно сыграет в пользу второго тура. Если административный ресурс в пользу Путина не максимизировать, то в первом туре он не побеждает.

Отказ Путина от участия в дебатах — это, по Вашему мнению, скорее ошибка или нет?

— Это не ошибка, это абсолютно грамотный ход. Участие в дебатах было бы целесообразно, если б это был Путин образца 2000-го года — новый кандидат от которого у населения нет усталости. Сейчас, за 12 лет нахождения у власти, к нему у народа накопилось очень много претензий и любая критика со стороны оппозиции в открытом эфире, какой бы политкорректной она ни была, будет напрямую бить по рейтингу Путина. Так что его отказ от участия в дебатах — это правильный и единственно возможный в имеющихся условиях ход.