https://www.funkybird.ru/policymaker

Киргизия поменяла «старшего брата»?

Смена внешнеполитического курса новым руководством Киргизии, о чем, как представляется, есть все основания говорить, может неблагоприятно отразиться на киргизско-российских отношениях и на положении русскоязычного населения.

Непонятная «забывчивость»

С одной стороны, руководство Киргизии продолжает заверять общественность в любви к России и стратегическом партнерстве с нею. «Только совместными усилиями Кыргызстан и Россия смогут противостоять существующим в мире угрозам, – заявил на днях на церемонии передачи российскими пограничниками спецтехники киргизским коллегам президент Алмазбек Атамбаев. – Россия вносит огромный вклад в обеспечение безопасности не только Кыргызстана, но и всего Центральноазиатского региона. Переданная техника поможет в охране национальной безопасности нашей республики. Кыргызстан и Россию связывают крепкие узы. У нас общее прошлое и, убежден, общее будущее. Россия – наш главный стратегический партнер. Мы сотрудничаем на принципах равенства и взаимного доверия».

С другой же стороны, после первого официального визита А. Атамбаева, который он совершил в Турцию в качестве президента, появились основания говорить о том, что руководство Киргизии исподволь сменило внешнеполитический вектор. В Анкаре, выступая в парламенте, глава киргизского государства позволил себе несколько высказываний, которые можно интерпретировать как отказ от сотрудничества с Россией как главного партнера на внешнеполитической арене. Мало того, А. Атамбаев даже обвинил «некоторые» государства в желании поставить Киргизию «на колени» в обмен на кредиты и гранты. Намек более чем прозрачный.

Правда, президент тут же отвесил несколько реверансов в сторону Владимира Путина, назвав его чуть ли не братом и надежным другом. Тем не менее ясно, что Атамбаев разворачивает киргизское государство лицом к Турции в обмен на некоторые преференции, в числе которых списание долгов в размере 51 млн. долларов, помощь в укреплении армии, пограничных войск, обучении студентов и повышении квалификации специалистов. Кроме того, он надеется на инвестиции турецкого бизнеса в экономику Киргизии.

«В 2011-ом Россия значительно усилила свое влияние в Кыргызстане», – заявил на круглом столе «Уроки 2011 года» директор представительства британского Института по освещению войны и мира в Киргизии Эрлан Абдылдаев. Вывод далеко не однозначный, тем более что, как отметил Э. Абдылдаев, руководство страны «несколько разочаровал» факт того, что Россия так и не перечислила 106 миллионов долларов на поддержку госбюджета из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. В то же время директор представительства упомянул, что отношения с США никак не изменились в свете решений киргизского руководства по поводу нахождения в Киргизии американской авиабазы, политкорректно именуемой Центром транзитных перевозок.

И до, и после президентских выборов А. Атамбаев не раз заявлял, что американская база находится в Киргизии согласно двустороннему договору лишь до 2014 года. «Мы не можем рисковать за 150 миллионов долларов спокойствием наших граждан», – повторял президент, добавляя, что база может стать целью международного терроризма или же атак со стороны Ирана в случае военного конфликта между Вашингтоном и Тегераном. Теперь же президент заговорил о преобразовании базы в некий перевалочный пункт гражданских грузов, которым могут управлять заинтересованные стороны, в том числе США, Россия и Турция, на равных правах.

И в укреплении границ страны Атамбаев ждет от Турции существенную материальную и консультационную помощь. При этом стоит заметить, что Турция также рассчитывает на приобретение совместного киргизско-российского предприятия, расположенного в Бишкеке и производившего подводные ракеты для ВМФ России.

Выходит, вновь в ходу политика многовекторности, за которую обоснованно порицали предшественников нынешнего президента? Да, Атамбаев пытается угодить всем, но при этом приоритет во внешней политике, судя по всему, решил отдать Турции, где у него много связей с той поры, когда он занимался бизнесом именно с турецким партнерами. Об этом говорит и тот факт, что речь в парламенте он произнес на турецком языке в нарушение дипломатического протокола.

Дела внутренние

Разворот внешнеполитического курса в сторону Турции и «легкое игнорирование» России стал знаком для националистических сил. В стране опять развернулась кампания с антироссийским душком. Началось все в парламенте, где депутаты резко осудили статс-секретаря министерства финансов Динару Шайдиеву, выступавшую с докладом за то, что прочла его на русском языке и отвечала на нем же на вопросы народных избранников. Член фракции «Республика» Урулкан Аманбаева обрушилась на нее со словами: «Что вы себе позволяете? Может, я не понимаю по-русски. Отвечайте на кыргызском. Где у нас в законе написано, что статс-секретарь может выступать на русском языке?»

Напомним, что, согласно конституции, киргизский язык является государственным, а русский официальным, и статс-секретарь не нарушала никаких законов, читая свой доклад.

Известная в Киргизии правозащитница и глава общественной правовой организации «Адилет» («Справедливость») Чолпон Джакупова считает, что чиновники и депутаты грубо нарушают законы: «В первую очередь, это еще раз говорит о безграмотности как депутатов, которые ратуют за выступления в парламенте исключительно на кыргызском языке, так и тех чиновников, которые не смогли им парировать, основываясь на действующей Конституции КР. Ведь, напомню еще раз, согласно Конституции, русский язык является официальным. И любой человек, хоть госслужащий, хоть народный избранник, имеют конституционное право излагать либо на кыргызском, либо на русском».

Но, оказывается, Конституция – не указ многим политикам и чиновникам. Почти в тот же день председатель Национальной комиссии по государственному языку Рыскелди Момбеков на заседании парламентского комитета по образованию, науке, культуре и спорту предложил внести поправки в законодательство. «В статье 9 говорится, что госслужащие должны знать кыргызский язык в объеме, необходимом для исполнения своих обязанностей, и за этим должен следить госорган, – сказал чиновник. – Мы хотим ввести поправки, чтобы определить орган, который должен определять уровень знания госязыка чиновниками. Такой структурой может стать кадровая служба или Нацкомиссия по госязыку». Затем он предложил штрафовать за незнание государственного языка и увольнять со службы провинившихся чиновников. Также он потребовал штрафовать за ошибки в тексте рекламы.

Такие сентенции лишь разжигают националистические настроения. 26 декабря в селе Маевка под Бишкеком во время новогодней дискотеки произошла стычка между русской и киргизской молодежью. Правоохранительные органы попытались скрыть данный факт. При этом стоит сказать, что именно это село стало первым объектом атаки националистов после свержения прежнего режима. Уже через неделю после «революции» организованная колонна, состоящая из молодых людей, вошла в село и начала поджигать дома, на стенах которых заранее было написано, люди какой национальности здесь живут. Пострадали только дома русских, которых в селе большинство, и турок.

По обвинению в погромах на скамью попали лишь три человека, один был приговорен к заключению, но, учитывая амнистию, он просидит не более года. Истинные виновники и организаторы не были найдены и наказаны.

Неправительственная организация «Союз центров медиации» распространила заявление о нарастании количества межнациональных конфликтов в Киргизии, в котором, в частности, говорится: «Ожидание установления настоящей, а не видимой безопасности после избрания нового президента начинает угасать у населения. Союз центров медиации создан на основе сети медиаторов по предотвращению конфликтов, действующей в северном регионе Кыргызстана, и объединяет местных активистов из зон с высоким уровнем социальной напряженности. Мы считаем своим долгом довести до общественности и руководства страны информацию о том, что ситуация в северном регионе является напряженной. Погромы, поджоги и убийство с особой жестокостью, которые произошли 19 апреля 2010 года в селе Маевке Чуйской области, до сих пор не расследованы. Все задержанные отпущены на свободу, и никто из них не понес законного наказания. Этим самым создан опасный прецедент безнаказанности. В настоящее время все бытовые ссоры и конфликты немедленно обретают этническую окраску. Правоохранительные органы бездействуют, а отдельные представители сами являются провокаторами националистических настроений. Борьба за местную власть также сопровождается этническими провокациями».

То есть можно утверждать, что власть, если и не является инициатором разжигания националистических настроений, то и не предпринимает эффективных мер для их предотвращения. А в такой тонкой сфере, как межнациональные отношения, одни лишь заверения в дружбе и согласии не помогут.