https://www.funkybird.ru/policymaker

Сильные партии невозможны без сильного парламента

Необходимо, чтобы Государственная Дума имела возможность влиять на формирование исполнительной власти.

В Государственной думе обсуждают вопрос, сколько человек нужно для регистрации партии. Президент Медведев внес законопроект, в соответствии с которым создать партию будет гораздо легче: для этого понадобится всего 500 членов. Сейчас, напомним, для этого нужно 40 тысяч (а еще раньше было 50), т.е. норма носит явно запретительный характер. Неудивительно поэтому, что за последние годы никому не удалось зарегистрировать партию против воли Кремля. Но вот власти решили пойти навстречу обществу и снова, как и в 90-е годы разрешить создавать партии максимально большому числу участников политического процесса. К чему это приведет?

Официальная пропаганда все 90-е годы прививала избирателям недоверие к парламенту. Дескать, в парламенте сидят болтуны и бездельники. Им бы лишь в дешевом буфете кормиться, да на трамваях бесплатно ездить, пользуясь депутатским удостоверением. А партии вообще все состоят из всякого рода уродов да негодяев.

Власти сильно постарались, дискредитируя партийную систему. После отмены 6-й статьи Конституции СССР, гарантировавшую КПСС статус «руководящей и направляющей силы советского общества» мгновенно были зарегистрированы четыре партии. Прежде всего – Либерально-демократическая партия СССР Владимира Жириновского и Консервативная партия СССР Льва Убожко. Эти политики своим внешним видом, эпатажными заявлениями, а также неблагозвучными фамилиями должны были доказывать – никакие партии в России не нужны. Правда, Владимир Жириновский оказался слишком талантливым политиком для «подставного лица». Ему удалось стать лидером парламентской фракции, которую ЛДПР сохраняет в Думе по сегодняшний день. Лев Убожко так и остался в предписанной ему властями нише, до самой смерти возглавляя Консервативную партию. Показывая на них пальцем, власть любила говорить, что партии – полная чушь. Дескать, смотрите, все партийные лидеры – клоуны.

На деле партии – общемировой инструмент влияния граждан на политику. Нет их только в некоторых, весьма специфически устроенных государствах, таких как Саудовская Аравия или Ватикан. Но для того, чтобы партии влияли на ситуацию в стране, необходим сильный парламент. С ним в России традиционно проблемы. Полномочия Государственной думы по Конституции 1993 года крайне урезаны. В государствах с парламентской демократией депутаты, как правило, имеют возможность отправить правительство в отставку с помощью вотума недоверия. В государствах с президентской формой правления принято согласовывать с парламентом все ключевые назначения. Например, все американские министры и даже командиры дивизий не могут быть назначены на свои посты без «совета и согласия Сената».

В России же институт вотума недоверия существует только в рудиментарной форме. Иначе говоря, депутаты боятся его применять. Почему боятся? Потому что в 1993 году парламент за попытку противодействия президенту Ельцину был расстрелян из танков. Российские партии возглавляют люди, хорошо помнящие тот негативный опыт и потому привыкшие не высовываться.

Поэтому предложение Медведева либерализовать регистрацию партий, конечно, следует одобрить. Но нужно понимать, что без усиления полномочий парламента смысла в нем никакого нет. Даже если целое стадо партий устремится к мандатам депутатов Государственной думы и получит их, это ничего не будет значить в российских политических условиях, поскольку реальной возможности воздействовать на политику у Думы нет.

Какой же выход? Надо реформировать систему в целом. То есть повышать влияние парламента. Для этого он должен иметь возможность формировать правительство. Например, избирая его председателя, как это делается в Германии. Президент ФРГ вносит на рассмотрение бундестага кандидатуру канцлера. Если депутаты не одобряют ее, тогда они получают возможность сами избрать главу правительства. Если этот вариант не проходит – процедура повторяется. Если канцлера не избирают в ходе трех туров выборов – президент получает возможность назначить досрочные выборы.

Российские власти, кстати, заимствовали эту процедуру из германской Конституции. Правда, с небольшим исключением. Они лишили парламент права самостоятельно избрать председателя правительства, если президентская кандидатура не пройдет, тем самым полностью обессмыслив саму процедуру согласования главы правительства с Думой. По нашей Конституции, президент имеет право трижды выдвинуть в премьеры одного и того же человека, сколь угодно непопулярного. А если Дума откажется его утверждать, она будет распущена и президентский кандидат все равно возглавит кабинет министров. В подобной виде процедура делает бессмысленным учет мнения парламента – президент имеет право настоять на своем.

Нас, правда, пугают правительственной чехардой. Дескать, если будет много партий, парламент расколется на многочисленные фракции, они будут бесконечно ругаться друг с другом, и правительство будет нестабильным. На деле против этого варианта есть лекарство. Во-первых, сохранить сильную президентскую власть, которая может быть арбитром в борьбе партий. Во-вторых, введение так называемого «конструктивного вотума недоверия». Эта процедура придумана также в Германии. Ее смысл состоит в том, что для того, чтобы отправить правительство в отставку, депутаты обязаны проголосовать за нового премьер-министра. Голосование за нового главу правительства означает автоматическую отставку старого. В Германии конструктивный вотум недоверия был принят парламентом только один раз за всю истории. В 1982 году бундестаг избран Гельмута Коля федеральным канцлером взамен Гельмута Шмидта. Всю остальную историю ФРГ правительства были стабильны. Потому что одно дело – объявить вотум недоверия главе правительству на основе неприязни, ведь на почве ненависти легко объединяются самые крайние фракции. И совсем другое – избрать на высший пост совместно выдвинутого лидера. Тут нужно уметь договариваться, заключать компромиссы.

Короче говоря, если будет сильный парламент – будут сильные партии. И их будет сравнительно немного, даже если сильно либерализовать возможность регистрации партий. Просто потому, что избиратели быстро учатся. Если в первый состав демократически выбранного парламента могут попасть партии-клоуны, то во втором их уже не будет. Посмотрите на нашу соседку – Украину. Как только выборы стали проводиться более-менее демократично, по спискам, в парламенте остались только партии, реально представляющие интересы жителей страны – правая консервативная Партия регионов, левый Блок Юлии Тимошенко, КПУ. Никаких ужасов не произошло.

Поэтому не надо бояться множества партий. Избиратель все равно узнает своих, которые и попадут в парламент. Главное, чтобы Государственная дума имела возможность влиять на формирование исполнительной власти и вовремя изгонять из правительства чиновников, больше думающих о собственном кармане, чем о народе.