https://www.funkybird.ru/policymaker

Член политсовета движения «Солидарность»: позвоночник мира

Недавняя статья Владимира Путина «Нам нужна новая экономика» вызвала оживленное обсуждение.

Хочу сказать сразу: в целом, эта статья кандидата в Президенты мне понравилась. С точки зрения здравого смысла и либерального подхода, в ней достаточно точно расставлены цели, обозначены причины, предложен набор мер по решению глобальных вызовов надвигающихся на Россию.

Стилистика, правда, не задалась. Согласитесь, уж если идти в Президенты, так брать на себя обязательства, а не говорить о том, что желательно. Триумф воли демонстрировать необходимо, а не прекраснодушие. Триумфа воли не получилось и ныне и тогда, когда Владимир Путин, пребывал формальным и неформальным главой государства. При неограниченных властных полномочиях и чрезвычайно благоприятной мировой коньюктуре цен на энергоносители, ему, к сожалению, мало что удалось.

Согласно теории историко-цивилизационного развития Арнольда Тойнби, только эффективный ответ на концентрированный исторический вызов может гарантировать дальнейшее выживание, развитие и процветание любой целостной и государственно-политически оформленной цивилизации.

Так что же за такие драматические вызовы стоят в начале 21 века перед Россией как государством и цивилизацией? Попробуем их перечислить.

1. Эрозия центральной российской власти над территорией страны, занимающей большую часть евразийского хартленда (Eurasian Heartland).

2. Формирование и закрепление архаичной и стратегически бесперспективной экономической модели, предполагающей опору на безраздельную эксплуатацию сырьевого комплекса: но экспорт сырой нефти и природного газа. Это привело к установлению критической зависимости от импорта потребительских товаров, технологий, а отчасти и кадров.

3. Распад научно-технологического потенциала, унаследованного Россией от СССР, явившийся следствием торжества сырьевой модели экономики.

4. Критический износ национальной инфраструктуры, обусловленный исчерпанием инфраструктурного задела, созданного во времена СССР. Отсутствие ощутимых инвестиций в инфраструктуру в постсоветский период российской истории.

5. Формирование и проникновение во власть компрадорско-паразитической правящей элиты, которая живет и действует в рамках парадигмы утилизации советского наследства и не располагает созидательной стратегической программой национально-государственного будущего.

6. Падение ниже критического уровня политического и культурного влияния России на пространстве бывшей Советской империи.

7. Усиление влияния на евразийском материке новых геополитических игроков – региональных модераторов, альтернативных России, в первую очередь: Китая на Дальнем Востоке и в Центральной Азии; Турции — на Кавказе.

8. Критическое нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии различных регионов России. В первую очередь – формирование и развитие у ряда регионов Сибири и Дальнего Востока «комплекса колонии». Возникновение первичных сепаратистских тенденций в азиатской части России. Начало переориентации ряда регионов РФ на внешние – находящиеся за пределами страны — центры влияния: Дальнего Востока и Восточной Сибири – на Китай, Северного Кавказа – на Турцию и арабский мир.

9. Критическое снижение уровня экономической, социальной и ментальной связности территории России. Формирование на российской территории первичных субцивилизационных разломов между европейской и азиатской частями РФ и Северным Кавказом.

10. Взрыв коррупции, которая стала необходимым условием осуществления управленческих функций на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном.

Возвращаясь к статье Владимира Путина можно сказать так: кандидат в Президенты порадовал нас обилием елочных игрушек, не предложив при этом самой елки.

Депрессия русской цивилизации длится уже четверть века. Необходим проект позволяющий нашей стране преодолеть комплекс национального поражения.

Убеждён, что таким проектом является Трансконтинентальная Евразийская Магистраль. Проект: «Через Евразию по прямой», должен стать главным вопросом повестки саммита АТЭС на острове Русский в сентябре 2012 года.

Огромные пространства Российской Федерации 17,3 млн. км2, (9 часовых поясов!) раскинулась между Восточной Азией и Европой.

Это объективно существующий, монопольный, но крайне плохо используемый ресурс. Пространство между главной мировой фабрикой — юго-восточная Азия и Китай и огромным европейским потребительским рынком в 600 млн. человек, является как нашим главным преимуществом, так и главной угрозой сохранения целостности страны.

«Трансконтинентальный инфраструктурный проект Единая Евразия – через Евразию по прямой» – ответ на вызов времени. Причем, это – ответ не только и не столько России. Это — возможность миновать очередной мировой глобальный экономический кризис! Что сделал Франклин Делано Рузвельт, оказавшись перед лицом подобного кризиса в своей стране? Он предложил общенациональный проект! В условиях, когда тектонические силы глобализации не дают нам возможности разбежаться по национальным квартирам, проект должен быть международным!

Трансконтинентальная магистраль от Тихого до Атлантического океана протяженностью 11500 километров, девятью тысячами из них пройдет по территории России. Она свяжет двадцать пять субъектов Российской Федерации.

Осуществление этого проекта кардинально поменяет не только экономическую модель России с сырьевой на транзитную, но и мировую логистику в целом!

Вот она – Магистраль!

Подобно позвоночнику – хребту нового мира, она станет держать на себе сотни, а может быть и тысячи других экономических проектов.

Она будет опорой действительно новой экономики: Экономики XXIвека.

В прошлом году между Восточной Азией и Европой было перевезено порядка 35 млн. контейнеров. При этом, по Транссибу — около 50 тыс. контейнеров (0,2% грузопотока.). Остальное — морским транспортом. При реализации этого проекта доля нашей страны в транзите грузов из Азии в Европу может вырасти, по предварительным оценкам, в 100-125 раз! До 20-25%

Следует отметить, что перевозки морским транспортом непрерывно совершенствовались. В 70-х годах прошлого века средняя вместимость контейнеровоза была 600-700 контейнеров. Сегодня на стапелях реализуется строительство около 100 новых судов контейнеровозов, вместимостью более 11тыс. контейнеров. А вот в секторе железнодорожных перевозок за это время никакой кардинальной модернизации не произошло.

В среднем через Суэцкий канал в сутки проходит 120-140 судов. Через Малаккский пролив, одной только нефти — 800 млн. тонн в год — четверть мировой добычи. Морской переход по этому — короткому пути составляет 40-45 дней. Но пропускная способность, как Суэцкого канала, так и Малаккского пролива, почти исчерпана! Это означает, что придется идти вокруг Африканского Рога. А это уже — 75-80 дней. Да еще с нерешенными проблемами Аденского залива. Увеличить скорость судна более 25 узлов в час экономически нецелесообразно: — перерасход топлива, кавитация винтов и т.д.

В последнее время ежегодный прирост грузопотока: 4 миллиона контейнеров!

В 21 веке, в постиндустриальном информационном мире, фактор времени становится ключевым. Альтернативы континентальному Российскому маршруту между Восточной Азией и Европой нет.

Следует заметить, что это – редкий случай, когда абсолютно оправдано создание Государственной Корпорации по освоению Сибири и Дальнего Востока.

Формат статьи не позволяет дать подробный анализ преимуществ, поэтому скажу пунктирно:

Реализация этого проекта позволяет дать стимул развитию целому ряду отраслей.

В Экономике:

— Энергетика. В том числе – Атомная.

— Черная и цветная металлургия (необходимо 4 млн. тонн высокотехнологичных рельс),

— Строительство (новая урбанизация).

— Машиностроение – привлечение новых технологий.

Машиностроительные предприятия для нужд скоростной железной дороги будут размещены в Восточных регионах России.

В Социальной сфере:

По опыту развития новейших инфраструктурных проектов в Германии (создание интермодальных комплексов компанией «Дойче-Бан»), известно, что на одного работающего в новой транспортно-логистической системе приходится девять рабочих мест, создаваемых в сопряженных областях народного хозяйства. Применив этот мультипликатор (1 к 9) мы получим ориентировочную оценку в 5,3 – 6,4 млн. новых рабочих мест в национальной экономике.

В Политике:

— транспортное стяжение территории России, создание прочной связи между западными и восточными регионами страны, разрушение экономических основ сепаратизма;

— реальное формирование единого экономического пространства на территории России и приграничных стран, выравнивание уровня жизни и, как следствие, укрепление политической лояльности населения;

— формирование проекта глобального экономического значения, в поддержании и развитии которого будут заинтересованы ведущие страны мира;

— формирование партнерства с Евросоюзом и США на новой, более прочной основе – совместного транспортного проекта;

— выход на качественно новый уровень сотрудничества с лидерами развития АТР.

— Россия может стать главным звеном в урегулировании северокорейской проблемы.

Мир мало изменился с тех пор, когда решающими мотивами международной политики являлась борьба за ресурсы и территории. Мы свидетели новой волны военной риторики. Нам опять грозит гонка вооружений. Предыдущая похоронила Советский Союз. Грядущая — поставит точку в истории России. Не лучше ли предложить миру альтернативный проект, способный решить ряд глобальных политических и экономических проблем? Международный проект, позволяющий шагнуть в мир без конфликтов, в мир взаимных гарантий стоит не дорого, было бы с чем сравнивать. В ценах 2009 года 220 миллиардов долларов. (Если, конечно, не воровать). Меньше военного бюджета! Для справки: в Сочи мы уже закопали 40.

Иван Стариков.
Профессор Академии Народного Хозяйства
и Государственной Службы при Президенте РФ.