https://www.funkybird.ru/policymaker

Российский ВВП: можно радоваться, но осторожно

Во вторник Россия обнародовала предварительную оценку роста своего ВВП в 2011 году. Она составила 4,3 %, что выглядит совсем не плохо.

Оценка превысила ожидания аналитиков, благодаря сильному росту потребительского спроса в течение года. Заметим, что рост за 2010 год также превысил ожидания и составил 4,3 %. Инвестиционная компания «Ренессанс Капитал» с осторожным оптимизмом назвала это «поводом для (умеренной) радости».

«Ренесанс Капитал» отмечает, что страна, наконец, вышла на докризисный уровень ВВП, но это потребовало от нее вдвое дольше времени, чем восстановление после экономического спада 1998 года. Это связано в первую очередь с тем, что на сей раз инвестиции и чистый экспорт росли намного медленнее – в том числе, из-за значительно менее стабильного состояния мировой экономики.

При этом интересно, что потребление фактически росло быстрее, чем после предыдущего спада. «Ренессанс Капитал» пишет:

«Особенно выделяется потребительское поведение. После кризиса 2008 года оно оказалось намного более устойчивым, чем после кризиса 1998 года, несмотря на намного более глобальный масштаб последнего кризиса. Это можно объяснить заметно лучшим состоянием российского бюджета, позволившим стране вести антициклическую политику, которая смягчила эффект глобальных потрясений. При последнем кризисе реальные расходы государства не уменьшились, и личное потребление также хорошо перенесло кризис. Это — по крайней мере, частично — связано с более эффективным и гибким макроэкономическим менеджментом в ходе кризиса 2008 года».

Инвестиционная компания Barclays Capital ожидает, что Россия продолжит переходить от экспорта к внутреннему потреблению. В частности она считает важными последствия некоторых крупных государственных проектов – особенно, Зимней олимпиады 2014 года в Сочи.

Означает ли это, что у России хорошие перспективы? Нил Ширинг (Neil Shearing) из компании Capital Economics так не считает. По его мнению, в ближайшие годы экономический рост в этой стране резко замедлится.

«Для начала, судя по всему, в июле тарифы на коммунальные услуги все равно возрастут. Соответственно, все выгоды, которые домохозяйства получат от проведенного в этом месяце замораживания тарифов, временны. Что еще важнее, хотя Россия не столь открыта, как некоторые экономики Восточной Европы, продолжительная рецессия, которая, как мы предполагаем, ждет еврозону, на ней все равно скажется. В промышленности рост уже, по-видимому, замедляется из-за падения внешнего спроса».

Еще более опасным может оказаться падение цен на нефть. В 2011 году отток капитала из России составил в общей сложности 84,2 миллиарда долларов, то есть 5 % от ВВП. Сейчас, чтобы сбалансировать бюджет, правительству нужна цена на нефть на уровне 115 долларов за баррель. Однако, если, как предсказывает Ширинг, до конца года нефть марки Brent упадет до 85 долларов за баррель, профицит счета текущих операций России при прочих равных снизится до 3,5 % от ВВП. Если нефть упадет до 75 долларов, профицит счета текущих операций вообще исчезнет. Для сравнения, в 2005 году он составлял 11,2%.

Хотя такая ситуация может показаться вполне приличной на фоне серьезного бюджетного дефицита, характерного для многих развитых стран, Ширинг предупреждает, что российская экономика будет в ближайшие годы расти медленнее других крупных развивающихся экономик. «Все это подчеркивает, что, как мы уже давно доказываем, нынешняя российская модель роста никуда не годится», — утверждает он.