https://www.funkybird.ru/policymaker

Думская оппозиция хочет добиться расформирования ЦИК

Тем временем эксперты подсчитали, что у «Единой России» надо отнять как минимум один депутатский мандат.

Эксперты обнаружили у «Единой России» одного не принадлежащего ей депутата Госдумы. Вернее, человек-то ее, но вот место, которое он занимает, чужое и должно бы принадлежать оппозиции, поскольку отданные ей голоса, достаточные для получения одного места, были приписаны партии власти. Это как минимум, пишет журнал Forbes, ссылаясь на исследования независимых экспертов.

По положению на утро понедельника, из выданных на руки наблюдателям копий протоколов исчез 139 771 голос, чего как раз достаточно для получения одного думского мандата. Электоральная «стоимость» депутатского места составляет примерно 136 000 голосов. Она вычисляется путем сложения голосов, поданных за все партии, преодолевшие семипроцентный барьер (около 61 млн), и деления на 450 (число мест в парламенте), пояснил эксперт по выборам Александр Кынев.

Исследование основывается на сравнении копий протоколов, выданных наблюдателям от партий и СМИ, с официальными данными, отображенными территориальными избирательными комиссиями. Данные взяты с проекта «Карта итогов», который совместно организовали ассоциация «Голос» и «Газета.Ru». Он стартовал в ночь выборов 4 декабря. С тех пор наблюдатели загрузили в систему несколько тысяч фотокопий бюллетеней из всех регионов страны. Данные разбиты по участковым избирательным комиссиям и регионам. «Мы не рассматриваем те копии, которые ненадлежаще заверены. Без печати и подписей – не учитываются», – пояснил эксперт «Голоса» Аркадий Любарев.

Было зафиксировано 513 искаженных протоколов. Как поясняет Любарев, расхождения считаются по всем строкам документа (т. е. по всем партиям как «в плюс», так и «в минус»). Самые масштабные несоответствия получаются в пользу «Единой России».

У других партий, которых сообща можно было бы назвать «Неединой Россией», в официальных итогах, наоборот, обнаруживается «недостача» голосов: у СР – минус 24 142 голоса, у коммунистов – минус 10 366, у ЛДПР – минус 17416, у «Яблока» – минус 11 234, у «Патриотов России» – 1753.

Существенные искажения зафиксированы по статье «Число бюллетеней, выданных в помещении для голосования»: в соответствующей графе обнаружена приписка в 64 095 голосов. Тем не менее, аккумулированные «Голосом» данные о расхождениях еще не окончательные – информация по-прежнему поступает от наблюдателей, уточняет Любарев.

«Сегодня правдоподобной выглядит цифра 15% голосов, приписанных партии власти к реальному результату, который колеблется в диапазоне 30-34%», – полагает юрист Вадим Прохоров, ранее входивший в состав ЦИК с правом совещательного голоса. Он предлагает внести в законодательство норму, по которой расхождение данных в протоколах избиркома и наблюдателя являлось бы достаточным условием для аннулирования результатов выборов на участке.

Но не таков ЦИК, традиционно отсылающий всех недовольных на три буквы – в суд. Любая информация о нарушениях должна быть доказана в судебном порядке – публикации копий протоколов в Интернете недостаточно, напоминает член Центральной избирательной комиссии Елена Дубровина. Центризбирком будет уполномочен вносить какие-либо изменения в результаты голосования лишь на основании предписания судебных органов, говорит она. А проверка обнародованных «Голосом» результатов на сегодняшний день лежит вне компетенции комиссии, добавляет она.

Такие вот парадоксы российской избирательной системы: сами выборы ЦИК организовывает, но проверять выявленные сторонними наблюдателями нарушения не уполномочен.

Ранее ЦИК отчитался об отмене итогов декабрьских выборов на 21 участке, где проголосовало менее 40 000 избирателей. Всего в комиссию по итогам думской кампании поступило 1686 обращений, из которых подтвердилось только 195 (11,5%). 4406 жалоб были направлены в региональные избиркомы, удовлетворены 789. Суды рассмотрели более 2000 дел по нарушениям, но результаты выборов были аннулированы лишь на каждом тысячном участке, т. е. на двух.

Владимир Чуров в последнее время отказался от тактики молчания и не устает проливать на декабрьские выборы «свет в конце тоннеля», рассказывая, как оно все было на самом деле. Так, он заявил, что ряд участников избирательной кампании пытаются обмануть граждан России баснями о фальсификациях на выборах, передает РИА «Новости». Избиркомы вынуждены бороться с наветами. В ЦИК часто приходят заявления о якобы допущенных нарушениях на выборах, которые не выдерживают проверки. Например, в одном из таких заявлений, по данным Чурова, утверждалось, что в столице на ВДНХ привезли 3000 нашистов, которые проголосовали 50 раз по открепительным удостоверениям. Однако, как посчитал глава ЦИК, всего в городе по данным удостоверениям проголосовало 123 000 человек. «Если 50 умножить на 3000, то это уже 150 000», – разоблачил злопыхателей Чуров.

Он также высказался против отмены открепительных удостоверений, которые вызывают едва ли не наибольшую критику «Неединой России». Мотив прост и ясен, как правда – чтобы без них мы не превратились на один день в «крепостных» избирательных участков. Посему Чуров «будет категорически сопротивляться этим инновациям».

Напомним, что 27 января в ходе правительственного часа в Госдуме Чуров наряду с руководителем СК Александром Бастрыкиным и главой МВД Рашидом Нургалиевым отчитался перед депутатами о нарушениях, зафиксированных на выборах в Госдуму. Фальсификации на декабрьских выборах спровоцировали волну протестов по всей стране. Одним из центральных требований митингов стала отставка Чурова. Однако ЦИК уже несколько раз отказался отправить председателя комиссии в отставку, а сам Чуров не считает нужным уйти добровольно.

Тем временем, как сообщают информагентства, думская оппозиция, отчаявшись, видимо, избавить ЦИК от присутствия Чурова, готовится поставить вопрос о расформировании всего состава Центризбиркома. Первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников сообщил Интерфаксу, что такая идея действительно сейчас зреет у оппозиционных депутатов. «Такой вопрос существует, мы действительно сейчас размышляем над тем, чтобы подать иск в Верховный суд с указанием оснований для расформирования Центральной избирательной комиссии и вытекающей из этого просьбы принять такое решение», – сказал он.

Как гласит закон, «с заявлением в суд о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Иными словами, необходимо набрать 150 подписей, что вполне реально, учитывая, что три думские оппозиционные фракции в сумме насчитывают 212 депутатов. Что ж, это будет хорошая проверка на то, кто действительно является оппозицией, а кто лишь говорит об этом.