https://www.funkybird.ru/policymaker

Обама и Саакашвили не договорились о поставках оружия

Президенты Обама и Саакашвили провели-таки в понедельник давно ожидавшуюся встречу в Овальном кабинете, но их заявления для прессы по ее окончании указывают на сохраняющиеся расхождения в позициях касательно поставок вооружений в Грузию. Тбилиси активно добивается, чтобы США предоставили или продали Грузии «оборонительное» вооружение, а Вашингтон все колеблется. Этот вопрос стал одним из самых удручающих аспектов американо-грузинского партнерства. Конгресс США недавно сделал попытку заставить Обаму возобновить более активное сотрудничество с Грузией, включая продажу ей вооружений, но тот заявил, что проигнорирует давление со стороны Конгресса, что потенциально может привести к мини-кризису в отношениях между этим маленьким кавказским государством и его предполагаемым сверхдержавным покровителем. На встрече в Белом доме, несмотря на формальные заявления о близком сотрудничестве, было совсем несложно рассмотреть за фасадом наличие проблем.

Обама, выступивший первым, неудачно оговорился, похвалив «построение институтов, имеющее место в России… в Грузии» (Саакашвили проявил замечательную сдержанность и сидел с непроницаемым лицом, пока Обама не исправил оговорку секундой позже). Упомянув возможность заключения договора о свободной торговле между США и Грузией, американский президент перешел к сотрудничеству в военной сфере:

«Мы обсудили углубление военного сотрудничества между нашими странами. Мы сотрудничаем по широкому кругу вопросов. Я еще раз заверил президента [Саакашвили], что США продолжат и впредь поддерживать усилия Грузии по вступлению в НАТО в конечном итоге».

То, что сказал о военном сотрудничестве Саакашвили, контрастировало со словами Обамы:

«Мы благодарны за Вашу поддержку наших усилий по вступлению в НАТО. Мы очень благодарны за дальнейшее углубление нашего сотрудничества в военной сфере, и за обсуждение оборонных возможностей Грузии и усиления обороноспособности нашей страны. Это, естественно, посылает очень важный сигнал нашему народу».

Но Обама ничего не сказал об «оборонных возможностях Грузии», поэтому заявление Саакашвили об «очень важном сигнале нашему народу» кажется, если читать между строк, легким укором американскому президенту за то, что тот отказался высказаться по этому вопросу публично. Возможно, этот аспект обсуждался за закрытыми дверями, но то, что Обама отказался объявить об этом публично, похоже, говорит о многом. Будут ли подвижки с продажей вооружений Грузии, покажет время.