https://www.funkybird.ru/policymaker

Вьется по ветру весёлый роджер

В марте все они сконцентрируются в заданных квадратах, далеких от Америки южных морей. Они — это авианосные группировки США, получившие команду взять курс к берегам Ирана.

На днях ударная авианосная группа во главе с авианосцем «Энтерпрайз» выдвинулась в этом направлении из Норфолка, штат Вирджиния. 22 января через Ормузский пролив в Персидский залив вошел авианесущий крейсер «Авраам Линкольн». Его сопровождали два эсминца и ракетный крейсер американских военно-морских сил, а также по одному кораблю военно-морского флота Франции и Великобритании. В северной части Аравийского моря, к востоку от Ормузского пролива, рядом с юго-восточным побережьем Ирана, встала на боевое дежурство американская авианосная группа, которую возглавляет атомный авианосец «Карл Винсон». В Аравийском море находится и ударный атомный авианосец «Джон К. Стеннис» Пятого флота США, который покинул Персидский залив в конце декабря 2011 года. Пентагон заявлял, что эта авианесущая группировка осуществляет авиационную поддержку сил НАТО в Афганистане. Однако ничто не мешает ей действовать и против Ирана.

В ближневосточном регионе США располагают армейской группировкой из 15 тысяч человек, базирующихся в Кувейте, и планируют довести ее численность до 40 тыс. Там же дислоцирован экспедиционный батальон морской пехоты и амфибийно-десантная группа кораблей, в которую входит вертолетоносец.

Перед отправкой в ближневосточный регион авианосец «Энтерпрайз» примет участие в крупномасштабных маневрах, в которых десант морской пехоты будет отрабатывать высадку на территорию условного противника.

Армада собирается у берегов Ирана с разных направлений, разрезая волны со скоростью 35 узлов в час. Команды не дают себе скучать и в часы досуга развлекаются тяжелым роком, который так подходит к рокоту океана и мерцанию звездно-полосатого флага на мачте. Хотя порой кажется, что вместо звезд и полос на флаге скалит гнилые зубы череп — давнишний символ морских разбойников.

С приходом авианосца «Энтерпрайз» с кораблями боевого охранения в Персидский залив группировка ВМС США на Ближнем Востоке возрастет до 35 кораблей. У этого авианосца имеется одна особенность — он оборудован командным пунктом управления тактическими соединениями и центром классификации и анализа данных о подводных целях, что предполагает его использование в качестве штаба больших войсковых операций.

Боевые возможности сосредотачивающейся группировки известны: 4 авианосца несут около 300 боевых самолетов. Кроме того, они вооружены оперативно-тактическими ракетами и системами ПВО. Входящие в создаваемую группировку крейсера и эсминцы имеют на борту крылатые ракеты для поражения наземных целей. Задачи по захвату участков суши решают вертолетоносец и суда-амфибии, несущие группировку морской пехоты.

Совокупная мощь стягиваемых в районе Ирана американских вооруженных сил отвечает задачам ведения локальной войны.

Настроение на кораблях США должно быть хорошим, потому что американским пилотам противостоит всего 134 боеспособных истребителя Ирана, из которых к самым современным можно отнести 30 экземпляров МИГ-29, закупленных около двадцати лет назад. Остальные — безнадежно устаревшие американские Ф-5 и Ф-14, а также китайские копии МИГ-21, которые если и взлетят, то никакой конкуренции ВВС США создать не смогут.

Зенитно-ракетные комплексы Ирана также не соответствуют требованиям современной войны. Практически все вооружение ПВО Ирана предназначено для поражения низко- и средневысотных целей, не имеющих систем маскировки и защиты. Это далеко не новые системы «Тор-М1», «Хок», HQ-2J (китайская версия советского ЗРК С-75 – SA-2 Gudeline); ЗРК «Рапира»; ЗРК «Тайгеркэт» несколько ЗРК «Квадрат». Имеются также переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-3», «Стрела-2М», китайский вариант «Стрела-2»); «Игла-1» (SA-16 Gimlet); 50 экземпляров «Стингер».

Ни одного высотного комплекса ПВО типа С-300 у Ирана нет. А как уже показал опыт нападения на Югославию, ракетно-бомбовые удары наносятся сейчас с максимальных высот — выше 15 км.

У американских пилотов намечается такая же развлекательная прогулка, какая была у летчиков НАТО в Ливии. Там блок потерял всего один истребитель и то не от попадания снаряда, а от поломки.

Кто-то может спросить: а зачем нужны 40 тыс. морских пехотинцев и средства десантирования? Неужели Вашингтон рискнет начать против Ирана сухопутную войну?

Во всяком случае, причины для этого у него есть. Тегеран решительно поворачивает маршруты перекачки нефти на Восток, лишая Запад значительной доли этого энергоносителя. Заявление аятоллы Хаменеи о том, что Иран не будет ждать, когда санкции ЕС вступят в силу, а сам перекроет вентили, не могли не обеспокоить западных стратегов. «Сухая труба» станет нокаутом для самых кризисных стран ЕС — Греции, Италии и Испании, имеющих до четверти иранской нефти в своем энергопотреблении. Это усилит кризис в их экономиках и потянет за собой весь Евросоюз. Такого допустить нельзя, и американская группировка у берегов Ирана станет необходимой для Европы «демонстрацией флага» с прямым указанием на то, что Запад одними ракетно-бомбовыми ударами ограничиваться не будет. Для создания гарантий энергопоставок придется менять аятолл на более прогрессивных политиков. А в таком случае без морпехов никак не обойтись.

Правда, министр обороны США Леон Панетта накануне встречи со своим израильским коллегой Эхудом Бараком в январе заявил, что «удар по Ирану может нанести экономический ущерб всему миру». При этом он не уточнил, заинтересованы ли США в таком ущербе. Всё-таки «кому война, а кому мать родна». Как известно, финансово-промышленная верхушка Америки жирела на всех больших войнах ХХ века.

23 января страны ЕС ввели санкции против Ирана, наложив запрет на экспорт нефти из Исламской республики. Тегеран поставляет в Европу 20 процентов нефти, добывающейся в стране. Основные импортеры — Греция, Италия и Испания.

Однако власти Ирана заявляют, что такое решение не станет для страны катастрофой. Более того, Тегеран готов нанести ответный удар. Парламент Ирана в ближайшее время рассмотрит законопроект о прекращении экспорта нефти в страны Евросоюза. Документ может быть полностью подготовлен в течение начавшейся недели. «Мы превратим угрозу в преимущество для Ирана и введем запрет на экспорт нефти европейцам на срок от 5 до 15 лет», — заявил влиятельный депутат иранского меджлиса Мохаммад Карим Абеди. Как отметил заместитель министра нефти Исламской Республики Ахмад Галебани, у Ирана не будет проблем с экспортом 700 тысяч баррелей в сутки, от которых отказывается Европа. «Индия является хорошим покупателем нашей нефти», — заявил он.