https://www.funkybird.ru/policymaker

Олег Кашин: Путин «поцеловал» каждого из нас

Документальный фильм «Поцелуй Путина», который сделала датчанка Лизе Педерсен, получил награду за лучшую операторскую работу на американском фестивале SunDance Среди главных героев – Маша Дрокова –экс- пресс-секретарь российского молодежного движения «Наши», а также журналист издательского дома «КоммерсантЪ» Олег Кашин.

RFI: Помимо Маши и Ильи Яшина, есть еще один герой, вернее, антигерой – это Василий Якеменко, руководитель федерального агентства по делам молодежи России. Вы-то фильм посмотрели, а во Франции его еще не показали. Василий Якеменко какой в фильме?

Олег Кашин: Василий Якеменко в фильме – главный отрицательный герой, тот самый «растлитель» малолетней Маши, благодаря которому, она оказалась в той ситуации, которая описывается в фильме. Растлитель политический, конечно.

RFI: Мы знаем еще Василия Якеменко еще по блогу журналиста Олега Кашина, где была такая фраза «якеменковская версия». После этой фразы Якеменко на вас подал в суд и т.д. В фильме Лизы Педерсен есть тоже кадры вашего избиения во дворе собственного дома. Якеменко не может теперь подать в суд на Лиз Педерсен?

Олег Кашин: Как я понимаю, юристы подстраховали создателей фильма, и в финальных титрах появляется длинное заявление Василия Якеменко на английском языке, где он высказывает свою точку зрения, что он ни к чему не имеет отношения. Поэтому здесь баланс соблюден и, в отличие от того моего поста в ЖЖ, который вы цитируете, в фильме нигде прямо не утверждается ничего по поводу Василия Якеменко, по поводу моей истории. А по поводу всех остальных историй, и я, и другие герои фильма говорят как раз, чем знамениты «Наши», это тем, что половину своих усилий они тратят на то, чтобы их никто не поймал за руку в том или ином конкретном случае.

RFI: Но сама Маша Дрокова в фильме не является отрицательным персонажем.

Олег Кашин: Нет, нет, как раз это абсолютно прижизненный памятник Маше Дроковой, и я думаю, она будет показывать этот фильм своим детям и внукам с гордостью. Не каждому так повезет, что о трех годах его жизни неплохие кинематографисты снимут настоящий документальный фильм. Я бы Маше позавидовал.

RFI: Маше, вроде, работа не понравилась. Но фильм получил сегодня приз за операторскую работу на этом фестивале независимого кино SunDance. Оператор фильма – это тот самый Ларс Скри. Именно он в 2010 снимал знаменитый фильм «Armadillo». Ларс 6 месяцев снимал датских солдат в Афганистане. Потом были какие-то скандалы в Дании: не всем понравилось поведение солдат неподалеку от лагеря талибов. Вы были на показе в Копенгагене. Как отреагировали на фильм Лиз Педерсен и Ларса Скри в Копенгагене? Были ли какие-то дискуссии, все ли поняли, почему Олег Кашин, почему такие истории могут происходить в России? Или многие уже об этом слышали?

Олег Кашин: Я был на премьере и в Копенгагене, и в Амстердаме на фестивале документального кино еще в ноябре, и оба раза я, когда туда ехал, думал, наверное, не очень интересно европейской публике все это смотреть. Потому что они вообще не в курсе, не в теме и т.д. По факту получилось так, что были полные залы на всех 5 показах, где я присутствовал в этих двух городах, были аншлаги, и была какая-то абсолютно восторженная реакция публики и по отношению к создателям фильма, и по отношению – прости Господи – ко мне.

То есть, людям интересно и людям понятно. Более того, когда я смотрел фильм первый раз, я ожидал того, чего принято ожидать от любых западных фильмов о нашей политике – какая-то «клюква» в той или иной форме. А здесь «клюквы» совершенно нет, такой же фильм, наверное, снял бы и русский режиссер, если бы кому-то в голову пришла такая идея. То есть, действительно у Лиз почему-то получилось.

RFI: Покажут ли фильм в России?

Олег Кашин: Я думаю, что обязательно будет показ в каком-нибудь клубе в центре Москвы в условном Проекте ОГИ, но не более того. То есть, представить себе, что его закупили какие-нибудь федеральные каналы – это из области фантастики. Если завтра будет революция, тогда, наверное, закупят. А так, я думаю, все ограничится именно показом для той сотни людей, которая каким-то образом соприкасалась со мной или с Машей Дроковой.

RFI: У фильма, наверняка, будет такая же судьба, как у фильма Сирила Туши о Михаиле Ходорковском. Фильм называется «Putin’s kiss» — «Поцелуй Путина». Видимо, Лиз имеет в виду ту историю, когда Маша Дрокова поцеловала Владимира Путина на Селигере. Но если мы переводим Putin’s kiss, то получается, что это Путин кого-то целует – поцелуй Путина. Почему такое название? Или совершенно какая-то другая метафора приходит – есть еще «поцелуй Иуды», например. Что Лиз имела в виду?

Олег Кашин: Лиз имела в виду буквально нечто прямолинейное – ту сценку даже не на Селигере, а в Барвихе, когда «НАШИсты» ездили к Путину, и Маша, действительно, поцеловала Путина. То, что Путин ее поцеловал – это уже художественное преувеличение. Но мне название нравится. И, может быть, странным образом я его истолковываю.

Если кто-то помнит эпопею о Гарри Поттере, там были такие дементоры, пожирающие душу, существа, которые охраняли тюрьму. И самое страшное, что дементор может сделать с человеком – это его поцеловать. Поцелуй дементора – это самая чудовищная форма экзекуции. И на самом деле, в этом контексте я воспринимаю поцелуй Путина, потому что, в той или иной форме, Путин «поцеловал» каждого из нас, и каждому из нас от этого поцелуя стало, как минимум, не по себе.

RFI: Вы, все же, главный герой фильма, несмотря на то, что это история Маши. Теперь пост занимает другая девушка – Кристина Потупчик? – пресс-секретарь движения «Наши».

Олег Кашин: По-моему, нет, они одновременно были спикерами движения «Наши», и сейчас у движения «Наши», по-моему, какой-то другой пресс-секретарь – Анастасия Федоренчик.

RFI: Все же, эта метаморфоза с Машей произошла благодаря вам. Что нужно, чтобы случилось в России, чтобы такие люди, как, например, Кристина Потупчик, перестали работать, например, с Василием Якеменко? Что нужно сделать, чтобы люди меняли свои отношения к тем людям, которых они когда-то боготворили. Неужели нужны такие совершенно чудовищные истории, например, с журналистами?

Олег Кашин: Могу сказать, наверное, обидную вещь по отношению к Кристине Потупчик, которую, как известно, допрашивали по моему делу. Я думаю, что Кристина Потупчик, чтобы разочароваться в «Наших», должна оказаться за решеткой. Больше ничего произойти не может.

А глобально, мы наблюдали последние полтора месяца, что может произойти, чтобы люди стали отворачивались от Путина. Путин должен выйти в телевизор и сказать: «Вы – бандерлоги, вы – презервативы», и тогда люди от него отворачиваются.

На самом деле, главная заслуга в повышении градуса оппозиционности в нашем обществе принадлежит, конечно, Путину, а совсем не лидерам оппозиции, например, не Борису Немцову. Главный двигатель революции сегодня – это Владимир Путин. Поэтому, я думаю, эти многочисленные толпы на Болотной и на Сахарова всем своим поведением обязаны лично Владимиру Путину.