https://www.funkybird.ru/policymaker

Экономическое будущее России определят в «закрытом режиме»

Программные статьи кандидата в президенты Владимира Путина в СМИ не даром выглядят обтекаемыми и не содержат важных подробностей. Команда Путина пока сама до конца не определилась с тем, как должна развиваться страна и что будет делать правительство после выборов. Президент Дмитрий Медведев и премьер Путин перед тем, как поменяться должностями, примут решение по основным реформам, которыми займется новое правительство в следующие 6 лет.

Как рассказал «Финмаркету» источник в Кремле, до выборов они проведут минимум 4 совещания в закрытом режиме по вариантам создания «новой экономики», предложенным им авторами обновленной «Стратегии-2020».

Речь пойдет о бюджетно-налоговой, пенсионной реформах, трудовых отношениях и деловом климате. Задача – сформулировать консолидированные мнения власти по каждой «развилке». Совещания будет готовить первый вице-премьер Игорь Шувалов, к ним будут привлекать профильных министров и вице-премьеров, но окончательные решения будут принимать совместно Путин и Медведев.

Уже после выборов правительство напишет по итогам этих совещаний законопроекты, программы и постановления правительства. До выборов эту работу, требующего участия большого количества чиновников и экспертов, решили не проводить во избежание утечек, которые могут «негативно повлиять» на голосование граждан.

Принципиальное решение о реализации «Стратегии-2020», написанной экспертами Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства и госслужбы, по словам источника в Кремле, было принято на совещании у президента 18 января этого года. На нем же был утвержден план работы над 4 блоками реформ. Первое совещание – по макроэкономике – должно пройти в конце этой недели.

Макроэкономика. Развилки и возможные решения.

– Новая долгосрочная (на десять лет) модель бюджета, основанная на фиксированной (низкой) цене на нефть. Все экспортные доходы сверх этой цены идут в резерв. Расширение внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета.

– Налоговый маневр. Снижение экспортных пошлин и повышение налогов на добычу. Постепенное выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители. Повышение НДС и другие налоговые меры.

– Бюджетный маневр. Сокращение расходов по нескольким статьям бюджета на 2% ВВП и повышение расходов на образование, медицину и инфраструктуру на 4% ВВП. Закрепление фиксированной доли расходов на человеческий капитал и инфраструктуру в виде процентов ВВП.

Пенсии, медицина и жилье для среднего класса. Развилки и возможные решения.

– Новая модель софинансирования накопительных пенсий, резкое повышение размера пенсий для среднего класса до значительной доли его средних зарплат. Снижение пенсионной нагрузки на бюджет. Возможное повышение пенсионного возраста.

– Новая система субсидирования ипотеки.

– Реформа здравоохранения с повышением роли добровольного медицинского страхования.

Деловой климат. Развилки и возможные решения.

– Снижение доли государства в экономике. Отказ от промышленной политики, проводимой с помощью госкорпораций и госкомпаний в пользу регулирования с помощью стимулирования высокотехнологичного экспорта в малоразвитые страны, налоговой политики и т.д. Стимулирование конкуренции вместо стандартной политики ограничения монополий.

– Формирование свободного экономического пространства с Евросоюзом.

– Упрощение выхода на рынок, доступа к сетям, получения разрешения на строительства, режима пересечения границы.

– Реформа правоохранительных органов, новый уголовный кодекс с отказом от большинства «экономических» статей. Антирейдерские меры – в том числе возвращение собственности владельцу даже от добросовестного приобретателя.

Трудовые отношения и миграция. Развилки и возможные решения.

– Переход на гибкий трудовой контракт по типу американского. Аттестация работников профессиональными объединениями.

– Меры по стимулированию внутренней миграции. «Конкуренция регионов и городов» за финансы и рабочую силу с целью концентрации всех производительных сил в географических точках роста.

Путин и Медведев при принятии решений будут учитывать результаты социологических исследований, проведенных ВШЭ, относительно возможных реакций граждан на реформы.

По словам источника в Кремле, президенту и премьеру уже известно о крайне негативной реакции большинства опрошенных на повышение пенсионного возраста, повсеместное введение платы за пользование автодорогами и выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители.

Но одновременно, по словам источника, опросы говорят о существовании «критического» запроса среднего класса на повышение качества госуслуг, прежде всего в области здравоохранения, ЖКХ и образования. Кроме того, «средний класс» намного лучше относится и к повышению пенсий, и к платной медицине, и ко многим другим реформам, отмечает «Финмаркет».

Между тем эксперты скептично оценивают инициативы Путина, высказанные в сегодняшней статье об экономических планах будущего президента. Владимир Тихомиров, главный экономист ФК «Открытие», которого цитирует «Газета.Ru», обращает внимание, что статья Путина – это суммирование того, о чем говорилось неоднократно, причем на разных уровнях, включая самого Путина, членов правительства, Медведева. Это обобщение той экономической повестки, которая стоит перед страной.

«К сожалению, последние несколько лет, особенно с начала кризиса, они показали, что правительство многие вещи понимает правильно и озвучивает те реформы, с которым давно выступает бизнес-сообщество. Проблема не в озвучивании того, что нужно сделать, а в осуществлении. Эта проблема остро стоит. Насколько эта программа будет осуществлена, насколько будет эффективной – это по-прежнему открытый вопрос. Отношение бизнес-сообщества будет умеренно позитивным: возражать против того, что он сказал, едва ли кто будет: там действительно правильные меры. Другое дело, что надо посмотреть на реальные итоги, а пока их, к сожалению, не видно», – считает Тихомиров.

Дмитрий Орлов, глава банка «Возрождение» также отмечает, что высказано желание доделать. «Но пока никто кроме лозунгов реально за это не брался», – отметил он.

«Не прочитал ничего нового. В основном это материал, скомпонованный из того, что писал «народный фронт» – видимо, институт Федорова и ряд других экономистов-государственников. Материал содержит совершенно понятные и правильные констатации, что свойственно стилю Владимира Путина в последнее время, но довольно мало конкретики и инструментов по решению задач», – отметил Игорь Юргенс, глава Института современного развития.

«Эта статья убедила меня в том факте, что Владимир Путин будет играть на поле Владимира Жириновского и Геннадия Зюганова в том плане, что без государственных компаний и без тонкой наводки не обойтись, а частный бизнес идет не туда и инвестирует недостаточно. Но более тревожный сигнал для бизнеса в этой статье про приватизацию в середине 1990-х годов, которая формально прошла по закону. Но дальше следует фраза «ни я, ни народ не признают ее по сути» – это нехороший сигнал», – отмечает Юргенс.