https://www.funkybird.ru/policymaker

Мнение: Во втором туре Прохоров будет агитировать за Путина

Предвыборная президентская кампания набирает обороты по мере приближения 4 марта. Клиенты Morgan Stanley беспокоятся и присылают вопросы – Morgan Stanley отвечает. Вот что рассказывает один из крупнейших инвестбанков о президентской гонке в России иностранным инвесторам (приводим ответы в сокращенном переводе).

Вопрос № 1: Что-нибудь изменилось? Опросы общественного мнения показывают, что поддержка Путина растет. Выглядит так, будто он с легкостью победит в первом туре. Эра Путина продолжается?

– Есть два важных изменения. Во-первых, Путину придется постараться, чтобы победить. Протестные митинги в декабре показали, что существует большой «плавающий» электорат, чья лояльность не гарантирована. Во-вторых, Путину придется давать более детальные обещания, которые наложат ограничения на его деятельность на посту президента. И эти обещания уже начали озвучиваться в статьях Путина, которые он публикует в крупнейших газетах. Мы полагаем, что он будет привережен программе ускоренных экономических и политических реформ, сходной с программой модернизации президента Медведева.

Вопрос № 2: Зачем бы Путину распускать Думу? Он сказал, что это дело суда, а не политическое решение, и изменение этой позиции выглядело бы как слабость и вело бы к риску потери контроля над парламентом.

– Мы рассматриваем вариант, при котором Путин становится президентом и работает с нынешней Думой, как наиболее вероятный. Но учитывая, что у протестующих в декабре роспуск Думы был основным требованиям, а теперь этот требование поддержали лидеры трех основных думских оппозиционных фракций (Жириновский, Миронов и Зюганов), мы оцениваем вероятность роспуска Думы как среднюю. Причем Путин может ее распустить как в качестве уступки протестующим, чтобы выиграть второй тур, так и после победы на выборах, чтобы включить в политический процесс больше внепарламентской оппозиции.

Вопрос № 3: Что будет, если будет второй тур президентских выборов?

– Если Путин не выиграет выборы в первом туре, то он договорится, чтобы один из проигравших (скорее всего, один из кандидатов от оппозиции Михаил Прохоров) призвал голосовать за Путина во втором туре. В обмен кандидат получит несколько постов в правительстве и определенные изменения в президентской программе самого Путина.

Вопрос № 4: Михаил Прохоров – это на самом деле оппозиционный кандидат или он одобрен в правительстве?

– Расхождения между взглядами Прохорова и официальной политической линией заставляют нас верить, что он – до определенной степени – оппозиционный лидер.

Вопрос № 5: А есть предпосылки вообще говорить о реформах? Они трудны и затратны, затрагивают интересы могущественных сил. После того, как выборы закончатся, что бы ни говорилось во время кампании, будет забыто, и страна скатится в стагнацию.

– Хотя стагнация возможна, есть три причины, по которым мы не считаем ее основным сценарием.

Во-первых, в последние годы мы действительно наблюдали значительные реформы – увеличение цен на энергоносители до рыночных уровней, более жесткие требования к раскрытию доходов чиновниками, реформа 60/66, вступление в ВТО.

Во-вторых, после выдвижения в кандидаты на президентское кресло Путин подтвердил свою приверженность курсу на увеличение инвестиций до 25% ВВП и роста экономики до 5–6% в год. Таких цифр можно достичь только за счет экономических реформ, улучшения инвестклимата, установления более жестких ограничений для правительства.

В-третьих, новая российская политика – это политика среднего класса, который не зависит от государства. Он голосует за реформы.

Вопрос № 6: Какова роль бывшего министра финансов Кудрина, присоединившегося к оппозиции?

– Мы ждем, что он построит политическую карьеру, создав либеральную партию в будущем, но в этих выборах он не играет активной роли. В частности, он дистанцировался от предложения Прохорова стать премьер-министром в случае победы Прохорова на президентских выборах.