https://www.funkybird.ru/policymaker

Чуров был «шокирован» подписными листами Явлинского

В Центральной избирательной комиссии были не просто удивлены, а «шокированы» количеством недостоверных подписей, поданных в поддержку теперь уже бывшего кандидата в президенты Григория Явлинского. Глава Центризбиркома Владимир Чуров рассказал, как проверяли подписи кандидата от «Яблока» и какие случались «анекдоты». Явлинский приводит свои аргументы.

«Мы не ожидали такого количества брака в подписях, собранных в поддержку Григория Явлинского! Это стало для нас не сюрпризом, а настоящим шоком. Обычно партия «Яблоко» аккуратно подписи собирает», — заявил Чуров в интервью журналу «Итоги». — Наибольшее число нарушений у «яблочников» — это ксерокопии листов с подписями. Подчеркну, не бланка, а уже целиком заполненного листа. Понятно, что это как минимум удваивает число одних и тех же подписей. При этом на сработанных на цветном ксероксе листах стоят подлинные подписи доверенных лиц. Такие «близняшки» порой даже подшиты в одну и ту же папку! Вот «живой» лист, вот цветная ксерокопия. Как говорится, найдите 10 отличий».

По словам Чурова, несколько сотен подписей ЦИК направил в региональные управления Федеральной миграционной службы для сверки паспортных данных, места жительства и имен подписавшихся. Оказалось, что в 306 случаях данные подписных листов не совпали с данными ФМС. Шесть избирателей из этого списка к моменту, когда они якобы подписались, уже умерли. «Вероятно, «яблочники» просто использовали старую базу данных», — предполагает глава ЦИК.

«Не обошлось и без анекдотической ситуации. При тщательной проверке листов у сборщиков обнаружилось, что за лидера «Яблока» якобы подписался работник нашего правового управления. Он написал заявление с опровержением, приложил образец своей подписи в разных вариантах, которые и близко не напоминали ту, что стояла в подписном листе», — поделился курьезом Чуров.

По мнению главы ЦИК, собрать два миллиона подписей за месяц — «цифра не запредельная», потому, по его словам, в якобы имевших место фальсификациях с подписными листами должны разбираться следственные органы. Он кроме того опроверг мнение о том, что решение об отстранении Явлинского от дальнейшей борьбы за президентство было политическим — чтобы отстранить «Яблоко» от наблюдения за выборами. По словам Чурова, «возможности у «Яблока» выставить наблюдателей и членов избирательных комиссий довольно скромные».

Законом это не предусмотрено, но и не запрещено

Отстраненный кандидат-«яблочник» приводит контраргументы в свою защиту. Так, согласно постановлению ЦИК об отказе в регистрации, которое Явлинский цитирует в своем блоге, из 600 тысяч проверенных подписей недостоверными оказались 153 938 (25, 66%). Из них 137 492 признаны недействительными из-за «иных нарушений порядка оформления подписных листов, в том числе подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом», то есть 22, 91%.

«То есть, основная, решающая претензия ЦИК из-за которой я получил отказ в регистрации для участия в президентских выборах относится не к подписям, а к иным нарушениям», — замечает Явлинский.

Он объясняет, что сбор подписей проходил в 71 регионе страны и продолжался фактически пять дней — а не месяц.

«Кампания по сбору подписей стартовала после регистрации избирательного счета в ЦИК, т.е. после 24 декабря. Новогодние праздники существенно осложнили условия сбора. Кроме того, только после 10 января начали работу нотариусы, у которых необходимо было заверять подписи… До оформления таких нотариальных документов собранные подписи не могли быть представлены в ЦИК и, поэтому, не принимались в центральных штабах. Последний же срок сдачи подписей в ЦИК был 18 января, а в штабы — 15 января», — разъясняет Явлинский.

Учитывая, что в законодательстве отсутствует запрет на предоставление электронных копий подписных листов, было принято решение разрешить в случае необходимости центральным штабам принимать из регионов сканы листов. Эти копии, по словам лидера «Яблока», по возможности, старались менять на оригиналы, когда они прибывали в центральный штаб. Но менять, видимо, успевали не все, а некоторые оригиналы в суматохе подшивали в папки к копиям.

На самом деле, такой лист был только один, настаивает Явлинский. «Среди более чем 300 тысяч подписных листов был найден ОДИН(!) повторяющийся лист с 8 подписями. Такое, очевидно, произошло во время замен распечатанных сканов на оригиналы подписных листов в одном из штабов, о чем было написано выше», — пишет экс-кандидат.

«Подписные листы о которых говорит ЦИК как о ксерокопиях — являются подписными листами с реальными подписями граждан, полученными в связи крайними временными ограничениями и гигантским размером страны по электронной почте и затем распечатанные. Законом это не предусмотрено, но и не запрещено», — отмечает Явлинский.

Что касается «мертвых душ», то здесь объяснение простое. «За время сбора подписей по статистике из 2 миллионов человек, подписавшихся за «Яблоко», к сожалению, умерло около 2 000 человек. Т.е. если регион предоставил 50 тысяч подписей, по статистике более 60 человек из подписавшихся умерли», — поясняет лидер «Яблока».