https://www.funkybird.ru/policymaker

Центр хочет делиться с регионами не правами, а обязанностями

Цель – сделать так, чтобы все претензии население предъявляло местным властям, а не Москве.

Россия конца «нулевых» и начала «десятых» является, по сути, государством, состоящим из одних деклараций и «трендов». Именно они, в общем-то, и определяют внутреннюю политику, которая вынуждена под них подстраиваться. Сказали «модернизация» – подгоняем реалии под нее; сказали «суверенная демократия» – исходим из этой максимы, ей и живем на ощупь, попутно пытаясь понять, что же это такое.

И появившийся недавно новый «мем» (выражаясь «инновационным языком» блогосферы) – децентрализация – звучит красиво и завораживает неистово. Тяготеющий к перформансу и постмодернизму народ, внушенный идеей, что «централизация» есть корень всех бед, с интересом и (в своей определенной части) с восхищением внемлет идеям, источаемым устами главы государства: нет бюрократической монополии центра, даешь регионам больше полномочий! Но дело это, понятно, не быстрое, с наскока тут мало что вменяемого не то что решишь, но и хотя бы предложишь, а потому Дмитрий Медведев предложил вице-премьерам Дмитрию Козаку и Александру Хлопонину хорошенько поразмыслить над правовыми аспектами идеи и прийти со своими предложениями в Кремль. Что и было выполнено в начале этой недели.

Итак, над приданием аморфной идее «централизации» более-менее человеческого облика взялись работать две группы видных спецов – условно говоря, «группа Козака» и «группа Хлопонина». Эволюция их решений и источники вдохновения остались за рамками итоговых выкладок, которые сами по себе оказались чудо как любопытны. Так, группа Александра Хлопонина, куда вошел, к слову и советник президента РФ по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, предложила передать в ведение регионов налога на прибыль, а также алкогольные и табачные акцизы. Также «хлопонинцы» пришли к коллективному выводу, что регионам не помешают и полномочия по установлению ставок транспортного и водного налогов. Также предлагается упразднить для работающих в регионах естественных монополий федеральные льготы по налогу на имущество. При этом, как отмечается в выводах группы, такие меры в конечном счете должны будут привести к увеличению доходов регионов в среднем на 20%.

Но, пожалуй, самые радикальные инициативы последовали от «группы Козака». Здесь рецепт успеха видят в передаче регионам полномочий Роспотребнадзора и пожарного надзора. Несложно понять, что при реализации такого сценария само по себе ведомство, руководимое Геннадием Онищенко, просто ликвидируется, распылившись на регионы, а МЧС будет вынуждено заметно сократить штат сотрудников. И основная критика досталась опять же «радикалам», работавшим под началом Козака. «Судя по всему, исходили из логики «чем меньше знаешь в исследуемой области, тем больше у тебя моральных, юридических и этических прав решать судьбу структур, которые выстраивались в нашей стране не одно десятилетие и пережили не один политический строй», – посетовал в интервью Интерфаксу руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Да вот ведь незадача-то в чем, Геннадий Георгиевич: сказали Дмитрию Козаку и кампании обмозговать передачу полномочий – они и рады стараться. И даже перестараться.

«Только эти структуры удалось правильно настроить, и они начали оперативно реагировать на замечания бизнеса, как их предлагают реформировать. Настоящей децентрализацией станет решение оставлять в муниципалитетах хотя бы 80% налогов от малого бизнеса, а не 20%, как сейчас», – рассказал, в свою очередь, «Ведомостям» президент «Опоры России» Сергей Борисов, отметив, что предложения по передаче регионам функций силовых ведомств абсурдны.

Пока, как видим, не договорились. Но дело за креативщиками не станет: «тренд»-то уж больно соблазнительный. Да и звучит красиво. Как от такого откажешься?..

Своим мнением по теме разрабатываемых нынче принципов децентрализации полномочий, при которых некоторые федеральные функции отойдут регионам, в беседе с обозревателем KM.RU поделился ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин:

– Очень часто под правильными лозунгами федеральный центр решает задачи прямо им противоположные. Ведь, насколько я понимаю, истинная цель децентрализации полномочий – передача на места обязанностей (подчеркиваю) на 10 рублей, и при этом полномочий по сбору финансов – на рубль. Т. е., по сути, речь идет о сбрасывании обязательств социального и прочего плана с федерального центра на региональные администрации с тем, чтобы, в условиях наметившегося дефицита средств, в перспективе нескольких лет, когда не будет столь благоприятной конъюнктуры, население предъявляло все претензии местным властям, а не центру.

«Передача полномочий» – это звучит красиво, но по сути речь идет о передаче обязанностей. Если брать конкретно предложение упразднить Роспотребнадзор, передав его полномочия региональным администрациям, то, с одной стороны, это кажется как будто справедливым. Данное ведомство не единожды засвечивалось в разного рода сомнительных скандалах – как политических, так и в сфере бизнеса, когда возникало явное подозрение, что идет лоббирование одной отрасли в ущерб другой, да и Онищенко порой выступал с заявлениями, вызывавшими вопросы. Но, с другой стороны, Роспотребнадзор является инстанцией, куда граждане обращаются за защитой своих прав, в частности, шлют жалобы на действия предприятий ЖКХ. И именно потому, что Роспотребнадзор является федеральным ведомством, граждане имеют шанс найти какую-либо защиту и справедливость. Сегодня коммунальщики у нас завязаны либо на местную, либо на региональную администрацию, и в случае децентрализации граждане окажутся в ситуации, когда на нарушение придется жаловаться фактически самому нарушителю.

Так что, как я и сказал вначале, на уровне лозунгов инициатива децентрализации полномочий правильная, но когда начинаешь вникать в детали, то уже создается ощущение, что центр просто стремится максимально сбросить с себя социальные обязательства, от которых нельзя отказаться. Хотя не исключаю, что если покопаться, можно найти и позитивные моменты в этой реформе. Но то, что я назвал выше, на виду.

Есть одна функция, которой все регионы были бы рады, но с которой федеральный центр как раз никогда не расстанется, – это сбор наиболее легко администрируемых налогов, наибольших по объему финансовых средств (тот же НДС). Федеральный центр от этого никогда не откажется. А те налоги, которые уже передали регионам (например, на имущество), во-первых, очень трудно администрируются, а во-вторых, сумма этих сборов небольшая по сравнению с другими сборами. Т. е. получилось как в старой сказке: кому-то – вершки, а кому-то – корешки…