https://www.funkybird.ru/policymaker

Снятие Мезенцева – роковая ошибка Кремля

Снятие с президентской гонки «технического» кандидата Мезенцева очень рискованный шаг со стороны Кремля, который ранее не позволял себе такой роскоши:

В президентской кампании 2000 года не было явных «технических» кандидатов. Кремль мог себе это позволить, поскольку общее количество кандидатов составляло 11 человек, в число которых входили губернатор Самарской области К. Титов и губернатор Кемеровской области А. Тулеев.

В кампании 2004 г. почетная роль «технического кандидата» досталась С. Миронову, а в кампании 2008 г. А. Богданову, набравшим по итогам выборов 0,75% и 1,3% голосов избирателей соответственно.

В президентской кампании 2012 года на роль «технического кандидата» первоначально был определен, судя по всему, коллега В. Путина по работе в мэрии Санкт-Петербурга (а ныне губернатор Иркутской области) Д. Мезенцев, чья кандидатура была выдвинута профсоюзом работников Восточно-Сибирской железной дороги. Несмотря на то, что по итогам сопровождаемой скандалами кампании по сборам подписи было заявлено о том, что в поддержку сего кандидата удалось собрать 2 млн. подписей, ЦИК РФ снял Д. Мезенцева с президентских выборов.

Почему же его сняли? Есть версия о том, что В. Путин намерен победить в первом туре с минимальным перевесом и Кремль не может себе позволить в нынешних условиях уход «путинских» 1-1,5% в пользу технического кандидата. Иная правдоподобная версия основывается на том, что снятием Д. Мезенцева ЦИК делает не таким демонстративным снятие Г. Явлинского.

Как бы то ни было, вывод следующий — Кремль неожиданно осмелел, позволив себе отказаться от технического кандидата. Что является истинной причиной такой смелости Кремля? Наличие договоренности с кем-то из кандидатов об отказе такового от снятии своей кандидатуры с президентских выборов? Или уверенность в том, что кандидаты в президенты не смогут умерить свои собственные амбиции ради общей цели?

Самое главное — это последствия, которые стали возможны в результате происшедшего.

П.1. ст. 44 Федерального Закона РФ «О выборах Президента Российской Федерации» № 19-ФЗ от 10 января 2003 г. гласит:

«Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих тому обстоятельств – не позднее чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву…»

П.2. ст. 44 гласит:

«Политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата, вправе с любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования на общих выборах отозвать этого кандидата, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву…»

П.5. ст.44 гласит:

«Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, голосование на выборах Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий».

Очевидно следующее — у кандидатов в Президенты РФ появилась реальная возможность не допустить проведение фарса под названием «президентские выборы 4-го марта», совместно осуществив отказ от участия в этом представлении.

Разумеется, отказ от участия в выборах имеет значение только при условии такого отказа всех кандидатов кроме кандидата от ЕР. Как это обеспечить – это вопрос технический. Можно начать с публичного заявления кандидатов о готовности снять свои кандидатуры либо с общей пресс-конференции, а закончить одновременной подачей в ЦИК РФ 4-ых заявлений…

P.S.

Самое примечательное, что даже если не удастся достичь согласия по поводу отказа от участия в выборах со стороны всех кандидатов и дело ограничится декларацией готовности 3 из 4 кандидатов отказаться от участия, то значение этого шага невозможно будет переоценить.

Популярность «отказавшихся от участия в фарсе» кандидатов только вырастет, так как в глазах народа они перестанут быть марионетками Кремля, а превратятся в уважающих себя и своих избирателей политических деятелей, сумевших обуздать собственные политические амбиции ради будущего России.

Избиратели также смогут воочию убедиться, кто именно является «вторым техническим кандидатом Кремля», если таковой имеется. Довольно жалко на фоне других отказавшихся кандидатов будет выглядеть тот кандидат, который попытается оправдать свой отказ от снятия кандидатуры в стиле «я не могу обманывать ожидания людей» или «стране нужна стабильность». Всем все будет понятно…

Итак, ситуация для избирателей складывается беспроигрышная. Дело за кандидатами в Президенты…