https://www.funkybird.ru/policymaker

«Нормальный» капитализм вместо спекулятивного

Как и в предыдущих статьях, в своей новой статье «Нам нужна новая экономика», Путин лично меня ничем не удивил. Он сказал то, что должен был сказать и что отчасти уже произнёс в последние недели. Однако это не отменяет грандиозность и сенсационность главной экономической (и не только) задачи, поставленной перед Россией Путиным и Ко.

Задача эта заключается в как можно более безболезненном выходе из-под контроля колониальной долларовой Системы, построенной на спекулятивном капитале, и одновременно во встраивании российской экономики в послекризисную мировую экономическую систему, построенную на реальном капитале, высокотехнологичном производстве и равных правах всех региональных экономик. Прямо об этом, естественно, в статье не говорится. Но список поставленных перед властью и страной задач говорит именно об этом.

Стране, планирующей оставаться в зависимости от спекулятивной ультралиберальной Системы, не нужны ни привлечение передовых технологий, ни кратное повышение производительности труда, ни увеличение финансирования науки, ни социальная направленность бюджета, ни строительство огромного рынка Евразийского союза, ни многое другое, перечисленное премьер-министром. А длинные деньги и развитие реального сектора экономики вкупе с борьбой против ухода бизнеса в оффшоры — это вообще откровенный удар по спекулянтам и компрадорам.

Путин предлагает нам строить «нормальную» капиталистическую экономику вопреки больной спекулятивной, которая сейчас рушится. И не по той причине, что он такой уж фанат капитализма — просто сейчас нет ему альтернативы. При всей моей ненависти к самому принципу капитализма, когда всё оценивается денежной стоимостью и построено на частной собственности, на индивидуализме, мне совершенно очевидно, что на данном историческом отрезке социализм структурно и технически проиграл. Пусть он и заставил измениться сам капитализм в сторону менее хищническую, но как самостоятельный тип хозяйствования он пока не состоятелен. А Путин, как любой реально действующий государственный деятель, вынужден опираться только на то, что есть здесь и сейчас, а не на то, что было в прошлом или появится в будущем. В этом смысле я полностью согласен с ним:единственная альтернатива спекулятивному капитализму сейчас — это «нормальный» капитализм, основанный на реальных деньгах и производстве. К слову, так же считают и Китай, и Германия, и Бразилия, и все стремительно растущие игроки мировой экономики.

Однако строительство «нормального», социально ориентированного капитализма (в своё время я назвал это державным социал-капитализмом), нисколько не говорит о том, что Россия весь 21й век будет жить именно по этим правилам. Отнюдь. Я-то как раз уверен в том, что после разрушительных катаклизмов в мире выкристаллизуется совершенно иная система экономических взаимоотношений, которая будет гораздо ближе к социализму, чем к капитализму и будет называться как-то вроде «свободного социализма» или примерно так. И ничто не помешает Путину с такой же уверенностью провозгласить построение экономики страны по этой новой модели, забыв о «нормальном» капитализме. Когда уже Россия станет действительно суверенной страной и не будет напрямую зависеть от эмиссии долларов в Вашингтоне. Ведь выбирать свой путь можно только тогда, когда ты действительно самостоятелен. В противном случае все твои планы-аэропланы будут выглядеть как жалкие потуги повязанного по рукам и ногам человека.
И — опять же! — Путин должен строить экономику сейчас, ещё до катаклизмов и не обладая никакой альтернативой в виде нового социализма. И не просто строить, а делать это, превозмогая страшное сопротивления со стороны спекулянтов из ФРС. Поэтому ждать от него бОльшего, чем этого необходимо и возможно, слишком претенциозно и поверхностно.

И пусть никого не пугают предложения Путина уменьшить присутствие государства в монопольных компаниях и расчистить для бизнеса пространство, пусть не обжигает слово «приватизация». Ведь в случае решения принципиальной задачи по отходу от Системы, после очищения экономики от её агентов и компрадоров, непосредственный контроль над конкретными отраслями (кроме оборонной и других жизненно необходимых) можно без вреда для страны свести к минимуму, доверив их проверенным и грамотным людям и контролируя их через надёжные и установленные государством правила игры. Свои правила, согласные национальным интересам.
Надо понимать, что в 90-е мы имели не приватизацию, а чистое ограбление, курируемое командой Чубайса-Гайдара. Нормальная и планомерная передача активов из государственных рук в частные при условии тщательного отбора этих рук на честной конкурсной основе ни к чему страшному не приведёт. Даже наоборот — под чётким контролем государства и общества и при грамотном руководстве хозяина эти активы вполне могут заработать лучше и придать экономике России новый импульс. Тем более что сейчас, по большому счёту, многие чиновники и владеют этими активами как частной собственностью под крылом государства и при этом ни за что не несут личной ответственности.

Можно долго и скрупулёзно разбирать поставленные Путиным задачи на новый президентский срок. Это и введение налога на роскошь (но только на самую-самую), и развитие транспорта с расширением городской инфраструктуры (отдельная тема, о которой подробно должны говорить специалисты), и нормативно-подушевое финансирование (когда деньги будут выделяться не «под» институты, а «под» конкретных людей с конкретными предложениями), и привлечение средств населения в экономическую деятельность, и увеличение прозрачности госорганов для улучшения бизнес-климата в стране, и локализация иностранных производств в России, и многое другое. Статья действительно получилась насыщенной и конкретной. Но для меня принципиально важна вот эта фраза ВВП в самом начале статьи: «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. […] Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности».

Это косвенный ответ на тот самый постоянно звучащий вопрос «почему только сейчас? почему не раньше?». Потому и не раньше, что «новые возможности» появляются только тогда, когда наступают «кардинальные перемены». Как сказал Путин вслед за Михалковым, Россия все эти 11 лет сосредотачивалась, собиралась. Добавлю — подбирала куски своего тела, разбросанные и обглоданные предателями, пыталась хоть как-то устоять на краю пропасти и отойти от неё. В то же самое время долларовая Система, поглотив и с дикой жадностью сожрав сворованные у постсоветского пространства активы, шла к очередному своему потенциальному краху. И подошла к нему в 2008-м году, сейчас у неё счёт идёт на годы, если не на месяцы.
Выступить войной против Системы, скажем, в 2004 году, когда Путин только-только привёл страну в элементарный порядок было бы смерти подобно. Нас бы переломили одним лёгким щелчком по курсу рубля. 080808-го Россия, принудив Грузию к миру, уже была в состоянии отбиться от щелчка по своей валюте, но всё-таки не смогла бы выдержать серьёзной финансовой войны с Западом, потому и остановилась в шаге от Тбилиси. Новая масштабная индустриализация, невозможная при контроле денежной системы страны через долларовую зависимость и ЦБ, не могла развернуться в принципе (на какие деньги?), а потому был избран путь точечного и постепенного восстановления производства в ручном режиме.
И уже с нынешних позиций, качественно улучшенных по сравнению с 2004-м и тем более 1999-м годами, при такой международной обстановке, когда Система вот-вот увязнет в Иране и Сирии (при поддержке последних со стороны России и Китая) и войдёт в пике своей «перезагрузки», возможно, и стоит попытаться вырваться из колониальной зависимости. И то надо будет хорошенько подумать и всё взвесить.

России нужно оставить все шарахания в крайности в 20м веке, а в 21м вести только обдуманную и взвешенную политику как внутри страны, так и извне. Программа Путина и есть воплощение такой политики.
Давно бы пора усвоить — большие дела не делаются быстро и даже долго, они делаются очень долго. А полная справедливость и жизнь без страданий возможны только на небе, но не на земле.