https://www.funkybird.ru/policymaker

Китайский подтекст иранского конфликта

Всё более накаляющаяся обстановка вокруг Ирана, которая угрожает мировому сообществу не только новым витком глобального экономического кризиса, но и возникновением масштабного регионального военного конфликта, имеющего шансы перерасти в третью мировую войну, побуждает аналитиков постоянно искать объяснения такого стремительного хода событий.

Среди подобного рода изысканий особенно интересна версия о скрытой цели противостояния. У многих создаётся впечатление, что США планируют всё-таки довести дело до логического конца, спровоцировав Иран на перекрытие Ормузского протока. Не составляет труда подсчитать, какое именно государство пострадает от этого в первую очередь. 20% иранской нефти отправляется в Китай. Именно это обстоятельство заставляет официальный Пекин всячески оберегать своего крупнейшего поставщика, используя право вето в Совете Безопасности ООН и постоянно настаивая на мирном разрешении конфликта.

Безусловно, определенный объем энергоносителей Китай получает по трубопроводам из России и Казахстана, но всё равно большая часть доставляется морским путём. Так что в случае перекрытия Ормузского протока, по экономике Китая будет нанесён сокрушительный удар. Пекин давно знал об этой своей ахиллесовой пяте, поэтому в своё время приложил максимум усилий, пытаясь наладить наземное поступление энергоносителей через трубопроводы. Китай не пугали колоссальные расходы, когда, к примеру, планировалось провести трансазиатские трубопроводы к Каспийскому морю. Однако даже эти отчаянные попытки ни к чему не привели и, на сегодняшний день, Китай остаётся крайне зависимым от поставок нефти через Ормузский проток.

США нет смысла ждать, пока Пекин наладит-таки сухопутные сообщения для надёжной доставки нефти — и это, как утверждают эксперты, ещё один повод для разжигания иранского конфликта.

Очень вероятной выглядит такая версия на фоне некоторых недавних событий.

В первую очередь следует вспомнить о создании своеобразного тройственного союза между США, Индией и Японией с целью, так называемого «сбалансирования сил» или, называя вещи своими именами, с целью давления на Китай.

Страны уже спланировали стратегические консультации и приняли решение провести совместные военно-морские учения в текущем году. Эксперты из Нью-Дели утверждают, что союз трёх ведущих демократий, будет мирным, категорически настаивая на контрпродуктивности подобного военного объединения.

Однако планируется координация действий военно-морских сил стран и проведение с этой целью соответствующих мероприятий.

Следует отметить, что между Индией и Китаем в хронической форме протекает конфликт по поводу общей границы на Гималаях. Спор этот давний, и в ближайшее время его разрешения не предвидится. Более того, в последние годы увеличилось количество нарушений границы с китайской стороны. До сих пор США хранили по этому поводу многозначительное молчание. Очевидно, Индия очень надеется, что укрепление союза с Японией и Соединенными Штатами, имеющего, по её мнению, колоссальное политическое значение, защитит спорные границы от слишком агрессивного соседа.

Действительно, включение Индии в официальный военный альянс довольно проблематично. Американские аналитики с большой скептичностью оценивают военные способности Нью-Дели, упрекая его в исконной политике «неприсоединения» к любым военным международным организациям. Индийские же эксперты оправдывают осторожную политику своего государства тем обстоятельством, что Японию от Китая отделяет достаточное водное пространство, а США вообще находится на другом материке, Индия же — непосредственный сосед Китая, и ей намного сложнее решиться на откровенно агрессивные действия.

В любом случае, от военного союза с Индией США не приходится ждать четких таких же согласованных действий как, к примеру, от Японии, которая связана не только достаточно крепкими экономическими узами, но и давними договорными обязательствами.

Кроме того, Индии ещё только предстоит скоординировать действия своих ВМС с японскими, что также представляется делом не быстрым и не лёгким. Хотя решение о подобной координации прозвучало из уст японского премьера ещё в 2008 году, после заявления о сотрудничестве в сфере безопасности с Индией.

Определённые трудности также возникнут вследствие разногласия стран по многим вопросам, в том числе и по введению санкций против Ирана. Однако когда все вышеизложенные шероховатости будут преодолены, планируется присоединение четвертого члена — Австралии. Такой четвертичный союз намечался уже давно, но не состоялся из-за рассогласованности его членов.

Администрация Барака Обамы в виду тяжелого экономического положения страны, объявила о решении сократить военные расходы, предоставив большую роль своим региональным партнерам. Такое решение обрадует многих союзников США, в том числе и Японию, предоставлением большей свободы для принятия собственных решений.

Несмотря на то, что тысячные подразделения Соединённых Штатов уже долгое время пребывают на старых военных базах в Японии, Гуаме и Южной Корее, Вашингтон намерен ещё более закрепить своё присутствие в регионе. Так, к примеру, усиление давления на Китай проявляется в активизации военного сотрудничества с Филиппинами. В 1992 году Штаты были благополучно выдворены со своей базы Субик-Бей, которая почти сто лет была форпостом США в регионе. Сегодня же намечено заключение нового соглашения о военном сотрудничестве, которое будет обсуждаться на высшем уровне уже в марте текущего года. Предполагается размещение на Филиппинах дополнительных военных контингентов США, управление кораблями МВС Филиппин, проведение совместных учений.

На сегодняшний день около шестисот военных США расположены на Филиппинах, но власти архипелага нацелены на более тесное сотрудничество, планируется размещение разведывательных самолётов и военных кораблей США.

Другим несколько неожиданным союзником США в целях обуздания Китая оказался Вьетнам. Впервые за почти сорок лет, в августе минувшего года, американский корабль посетил свою бывшую военную базу Кам Ран Бэй, которая в своё время была одной из крупнейших глубоководных баз США. Давние территориальные споры с Китаем заставили Вьетнам пересмотреть своё отношение к американцам.

Таким образом, в регионе США собирают крупную антикитайскую коалицию. Кроме Японии, Индии, Австралии, Филиппин и Вьетнама, США планируют «дружить против Китая» с Сингапуром и Таиландом.

Сокращение военных расходов вынудило США отказаться от создания крупных военных баз времён «холодной войны», наибольший упор делается на использование региональных сил союзников. Поэтому планируются проводить учения для будущей возможности скоординированных действий. Это уже само по себе должно оказать достаточное моральное воздействие на Китай.

Однако многие американские эксперты утверждают, что все вышеописанные меры несколько запоздали, учитывая мощь и быстрый экономический рост восточной сверхдержавы.

В свете такого рода сомнений, предположение о том, что нападки на Иран имеют китайский подтекст, кажутся вполне вероятными.