https://www.funkybird.ru/policymaker

Информация о контрабанде ГСМ тщательно прячется

Кто заинтересован в создании нездорового ажиотажа вокруг поставок топлива в соседнюю республику?

Если составить список тем, которые народные избранники более всего любят обсуждать, то вопрос о контрабанде ГСМ точно будет в начале перечня. По нескольку раз в месяц в стенах законодательного собрания вспыхивают страстные дискуссии о том, что, мол, наше горючее незаконно вывозится в Таджикистан колоссальными объемами.

Вот и на днях их снова охватил этот благородный порыв. Произошло это на заседании ЖК, где выступал представитель Ассоциации нефтетрейдеров, заявивший, что объемы контрабанды ГСМ значительно снизились. Парламентарий Улукбук Кочкоров тут же счел необходимым возмутиться.

— Не секрет, что практически ежедневно по 10 больших машин вывозят из страны по 40 тонн бензина, — обратился он к докладчику. — Мне непонятно, почему информация так тщательно прячется? Как можно утверждать, что только мелкими партиями вывозится? Более того, неправильно говорить, что Россия через Кыргызстан направляет в Таджикистан ГСМ. Мне неизвестно ни одного такого случая. Прошу представителей ассоциации не вводить людей в заблуждение.

— Тем, что депутатам неизвестно, можно заполнить добрый десяток томов, — мог бы возразить на это любой человек отслеживающий парламентские баталии, но такого увы не нашлось. Напротив — Кочкорова поддержал другой законодатель — Акылбек Султанов, отметивший, что в Баткенской области незаконный вывоз ГСМ в соседнее государство продолжается.

— Если контрабанда действительно была таких объемов, о которых вы говорите, да хотя бы — 25-30 тысяч тонн, то горючего бы в стране вообще не осталось, — в свою очередь попытался образумить разгорячившихся народных избранников представитель Ассоциации нефтетрейдеров. — Я не спорю, что большегрузные машины идут в Таджикистан, но это транзит из России и Казахстана. Призываю депутатов быть осторожнее в высказываниях.

Призыв, кстати, очень уместный, ибо если депутатам не дай бог удаться убедить общественность в том, что контрабанда ГСМ действительно приняла столь угрожающие объемы, то последствия могут быть весьма неприятными. Например — ряд экспертов уже высказал опасение, что Россия, как раз и поставляющая нефтепродукты в Кыргызстан на льготных для нас условиях, может пересмотреть свою позицию.

При этом, конечно, нельзя утверждать, будто незаконного вывоза нет вообще.

— Да, надо признать, что ГСМ вывозится мелкими партиями в 4-5 тонн на легковых авто кыргызскими и таджикскими гражданами, — сообщает Ассоциация. — Определенные лица делают на этом бизнес, так как цена на ГСМ в Таджикистане в разы выше, чем в КР. Также нельзя забывать, что через нашу страну из Казахстана, России транзитом перевозят ГСМ в Таджикистан по соглашению. Узбекистан закрыл границы. Это не контрабанда.

И еще — есть мнение, что энтузиазм парламентариев и их стремление разоблачить вероятно эфемерные контрабандные схемы на самом деле продиктовано личной заинтересованностью отдельных законодателей. Речь идет о том, что многие из них сами являются весьма успешными бизнесменами на рынке ГСМ, и могут иметь свои цели, для достижения которых выгодно раздувать разного рода истерии.