https://www.funkybird.ru/policymaker

Гедонистическая Россия

По Садовому кольцу сегодня ездили машины с белыми шариками и лентами. Люди думали, что это свадьбы, десятки пар, решивших скрепить свои жизни январскими морозами. Но, конечно, это были активисты движения “За честные выборы”. Не свадьба, а развод среднего класса с премьер-министром Путиным.

С технической точки зрения к акции нет никаких вопросов. Используется лазейка в законе – манифестации нужно согласовывать, а вот на автомобилях с шариками можно кататься круглосуточно и где угодно, вне зависимости от желания мэрии. Потому что у нас свободы. Провалиться акция не могла по определению – даже если на кольцо выйдет один автомобиль, его облепят фотографы. Словом, это адекватный формат в ситуации, когда уже понятно, что не Facebook-ом единым.

Интереснее другое. Как все это осмысляется и в каких словах описывается – что активистами, что их критиками. Ключевое слово нынешней московской политики – это комфорт. Спор, собственно говоря, и идет о том, что такое политический активизм: является ли он источником и проводником комфорта или же, наоборот, препятствием для комфортной жизни в городе. Никаких других существенных разногласий между сторонами нет. Не спорить же в самом деле, как в детском саду, о том, плохой Путин или хороший. Из руин путинского большинства встает, одетый в костюм от Tom Ford, призрак “Гедонистической России”.

Смотрите сами. Ирина Ясина пишет в блоге про “удовольствие от стояния в пробке“. Варфоломеев сомневается в том, что каким-то москвичам в этот морозный воскресный день могло действительно потребоваться делать срочные дела (были и недовольные пробками, т.к. некомфортно). Навальный вообще написал замечательное воззвание, начинающееся со слов “Берите столько автомобилей, сколько есть в вашей семье” (он так понимает свою целевую аудиторию? просто потерял чувство реальности? не ясно). Может, будущее гражданского активизма – автопробеги? Помните, как Познер сказал собравшимся на Сахарова по видео, из тепла, что будет стоять с ними тут, сколько потребуется?

Теперь мы знаем, что такое политика. Это когда мы на нескольких наших семейных автомобилях выезжаем по пути в “Мегу” на Садовое. Светит солнце, работают кондиционеры, и мы получаем просто море удовольствия, потому что мы – против Жуликов и Воров. Что-то вроде элитного массажа эго. Политический активизм в Москве встает в один ряд с кубинскими сигарами, горнолыжными трассами и отдыхом на Маврикии.

А что говорят критики? С их точки зрения, комфорт в городе – это когда все просто едут в “Мегу”, не отвлекаясь на разные формы пижонства с шариками. Шествия ведут к несчастьям. Отвлекают людей от счастья и удовольствия, создают пробки. Вернуть Москве комфорт – значит запретить оппозицию. См., например, риторический прием от Павла Данилина.

Члены “Гедонистической России” имеют между собой гораздо больше общего, чем об этом принято говорить.