https://www.funkybird.ru/policymaker

Политики пытаются заручиться поддержкой верующих

В текущем месяце Владимир Путин дважды побывал в патриаршей резиденции в Даниловом монастыре. Первый раз 1 февраля — чтобы поздравить Предстоятеля Церкви с трехлетней годовщиной его интронизации. Еще через неделю Путин по приглашению Патриарха Кирилла встретился с лидерами религиозных организаций страны.

Стенограмма встречи тет-а-тет 1 февраля местами напоминала знаменитый визит в Каноссу, когда в 1077 году император Священной Римской империи Генрих IV в рубище грешника вымаливал прощение у Папы Римского Григория VII. Один из лидеров России, который через месяц может занять высший пост, красноречиво «каялся» за государство перед Церковью. «Государство еще в долгу перед Церковью, перед нашими традиционными религиями… повторяю еще раз: государство до сих пор в долгу, даже если посмотреть на материальную сторону этого дела», — говорил Путин. А Патриарх кратко заметил: «Все верно». Предстоятель Церкви вел себя как хозяин встречи: прерывал речь гостя, вторгался в сферу мирских дел, предлагая главе правительства «нелицеприятно обсудить» с представителями традиционных религий России ряд политических вопросов, включая коррекцию курса развития страны.

На состоявшейся 8 февраля встрече Владимир Путин, вновь призвав «низко поклониться иерархам Русской Православной Церкви», анонсировал обширный «возврат долгов». Он пообещал в полтора раза увеличить финансовую помощь на восстановление переданной религиозным организациям собственности, высказался за более значимое участие священнослужителей в телепередачах.

Интересно, что к показательной апелляции к религии перешли и лидеры оппозиции. «Любая истина, сказанная без любви, есть ложь (апостол Павел)» — такими словами завершил свое выступление рок-певец Юрий Шевчук на митинге на Болотной площади 4 февраля. Но если «Юра-музыкант» известен как участник миссионерских вояжей по Украине, организованных протодиаконом Андреем Кураевым, то слышать подобное из уст других участников оппозиционных акций совсем уж непривычно. «Нам предстоит затяжная, тяжелая борьба с циничными, жестокими жуликами и ворами. Борьба праведная и благородная… С нами Бог! С ними дьявол!» — так в своем блоге b-nemtsov.livejournal.com резюмировал в тот же день рассказ о прошедшем митинге один из его организаторов Борис Немцов.

Можно вспомнить, что в начале января сочувственное замечание Патриарха о справедливости требований протестующих вызвало радость у одного из лидеров оппозиции Владимира Рыжкова. «Такая мощная организация, как РПЦ, фактически поддержала то общественное движение, которое сейчас идет», — заявил Рыжков в эфире радио «Эхо Москвы». Как выяснилось позже, Церковь все-таки не примкнула к протестному движению. Однако оппозиция заинтересована не меньше власти в том, чтобы эту поддержку получить. Многие помнят, что именно поддержка со стороны покойного ныне Патриарха Павла и Сербской Православной Церкви помогла первой цветной революции в 2000 году в Югославии, когда на выборах президента страны Воислав Коштуница оспорил победу Слободана Милошевича.

Во-первых, и власть, и оппозицию интересует участие или неучастие верующих в оппозиционных мероприятиях. Еще в середине января независимый социолог Глеб Суворов провел исследование данных пользователей социальных сетей, отметившихся в группах по участию в митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011 года (19 964 в социальной сети «ВКонтакте» и 2500 в Facebook, выборка достаточно репрезентативная), которое он выложил на своем сайте basilisklab.com. Так вот, среди тех оппозиционеров, кто указал в своих данных религиозную принадлежность (таковых около трети), 16% относят себя к православным, еще 4% к другим христианским конфессиям, по 1% к буддизму и исламу, 0,5% к иудеям. Процент православных верующих немалый, если учесть слабую религиозность столичного образованного общества, к которому в основном и относятся протестующие (по роду занятий это в основном офисные служащие, студенты, фрилансеры творческих профессий).

Накануне оппозиционного митинга 4 февраля РПЦ активизировала разъяснительную работу с паствой о том, что посещать это мероприятие не следует. 1 февраля в слове после литургии в храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл сказал: «Православные люди не умеют выходить на демонстрации они молятся в тиши монастырей, в кельях, в домах, но они переживают всем сердцем то, что происходит сегодня с народом нашим, проводя в своем сознании ясные исторические параллели с беспутством и беспамятством предреволюционных лет, с разбродом, шатанием, разрушением страны в 90-х годах».

Эти слова явно относились к оппозиционному мероприятию, так как днем ранее в блоге kvyatkovskiy.livejournal.com ответственного секретаря Синодального отдела по делам молодежи и сопредседателя молодежного православного движения «Георгиевцы» Вадима Квятковского появилось объявление: «4 февраля на Поклонной горе в Москве пройдет антиоранжевый митинг. Православное движение «Георгиевцы» является одним из организаторов митинга и призывает присоединиться православную молодежь и общественность».

Во-вторых, призывы деятелей Церкви могли бы оказать влияние на какой-то процент избирателей, чтобы обеспечить победу Владимиру Путину уже в первом туре президентских выборов 4 марта (его рейтинг пока что колеблется на грани 50%). Оппозиция, в свою очередь, не меньше заинтересована в том, чтобы Путин эту поддержку (и тем самым негласный мандат лидера нации) не получил. Определенные основания для этого есть: многие православные верующие и даже священники продемонстрировали свою фронду по отношению к власти, посещая оппозиционные митинги и комплиментарно отзываясь о них в Интернете.

На встрече с Путиным 8 февраля Патриарх Кирилл описал 2000-е годы как «Чудо Божие при активном участии руководства страны» (ясный намек на того, кто занимал в те годы пост президента), сравнив предшествовавшие им «лихие 90-е» с наполеоновским или гитлеровским нашествием.

Эти славословия в адрес кандидата в президенты вызвали оторопь у лидеров оппозиции. Владимир Рыжков 11 февраля сказал в эфире «Эха Москвы»: «Первое, что меня удивило — это такая прямая лобовая агитация, я думаю, что она вызовет недоумение у многих верующих в том числе». Второе, что удивило Рыжкова (очевидно, еще питавшего некоторые иллюзии), это то, как «меняется позиция Церкви в угоду конкретной политической конъюнктуре, предстоящим президентским выборам».