https://www.funkybird.ru/policymaker

Осел и дракон: Митт Ромни и китайская угроза

Один из лидеров избирательной гонки в США республиканец Митт Ромни обвиняет демократов в недооценке китайской угрозы.

Отношения Китая и США может ожидать проверка на прочность, если на президентских выборах в ноябре победят республиканцы. Лидер гонки среди правых Митт Ромни призвал Обаму взять жесткий тон в разговоре с Пекином. От Китая, по мнению консерватора, исходит опасность, которую в Белом доме игнорируют. На этом фоне Ромни возмутила «пустая помпа», с которой Обама встречает будущего лидера КНР Си Цзиньпина.

Визит следующего руководителя (Си допустят до власти в 2013) Ромни выбрал в качестве предлога для разговора о двусторонних отношениях. Республиканец уверен, Обама позволяет Китаю слишком многое. КНР, по мнению Ромни, наносит ущерб экономике США, а Обама «на восточном фронте» ничего не добился.

Главная претензия консерватора к Пекину — экономическая. Китай, по мнению политика, занижает курс своей национальной валюты, и в результате товары, произведенные в азиатской стране, падают в цене. КНР — ведущий экспортер в США, так что страдают американские производители. Выход в том, чтобы оказать давление на Пекин, дабы коммунистические власти отпустили курс юаня.

Ромни выразил тревогу и в связи с тем, что КНР активно скупает американские облигации. В том, что это происходит, — вина Обамы, который едва ли не сам предлагает их Пекину.

Ромни дал понять, что при его избрании Китай ожидает прессинг. Давление не ограничится экономикой. Внутренние дела Китая тоже будут взяты в оборот.

В частности, бывший губернатор Массачусетса отметил, что возмущен практикой ограничения рождаемости, принятой в КНР. По мнению политика, речь идет о «варварстве», и США не будут закрывать глаза на это.

В заявлениях Ромни нашлось место и военной угрозе со стороны КНР. Об опасности для США кандидат ничего не сказал, но реагировать на рост вооружений намерен.

Общую идею заявлений Ромни передает слоган, который он может в дальнейшем использовать в своей избирательной кампании: «XXI век — это век не Китая, а США». Де-факто консервативный политик попросил у американцев мандат на сдерживание Пекина.

Причины, чтобы опасаться страны, чей душевой ВВП много ниже американского, консерватор видит в привлекательности китайской модели. Пекин, как напомнил Ромни, сочетает свободную экономику с авторитарным режимом. Политик характеризовал это как «зажиточную тиранию». Успех подобного общественного устройства отбавляет популярности американским ценностям.

Поступательный, продолжающийся три десятилетия прогресс Китая давно получил отражение в республиканской риторике. Год назад миллиардер Дональд Трамп намеревался участвовать в президентской кампании только для того, чтобы остановить КНР. В среде консерваторов такие речи — не редкость. В Пекине даже жаловались, что прошлая избирательная кампания республиканцев приняла откровенно антикитайский характер.

Накануне своего визита Си Цзиньпэн дал интервью изданию The Washington Post. Политик призвал США снизить военное присутствие в Тихом океане. Этого желают «страны региона», уверен Си, вместе с тем, многие из них настроены антикитайски.

С рядом государств юго-восточной Азии у Пекина — не урегулированные споры. Неопределенной остается граница с Вьетнамом в Южно-Китайском море. Дает о себе знать и то, что Пекин не смог провести размежевание с Филиппинами, а эта страна — близкий союзник США.

Сами американцы в 2011 году создали военную базу в Австралии. Контингент, прилетевший из США, — на деле символический: несколько сотен военнослужащий. Вместе с тем много десятилетий потребности иметь базу на Зеленом континенте Вашингтон не испытывал. В Китае в ответ стиснули зубы.