https://www.funkybird.ru/policymaker

Наша Конституция — для неподотчётного президента

Без созыва Конституционного собрания изменить систему власти невозможно

«Беда нынешней власти — отсутствие нормального диалога между этой самой властью и обществом», — об этом заявил кандидат в президенты России Геннадий Зюганов на совместной пресс-конференции с оппозиционными политиками Юрием Болдыревым, Сергеем Бабуриным и Владимиром Овчинским, которая прошла сегодня в Росбалте По мнению участников пресс-конференции, бездеятельное самолюбование партии власти и кабинета министров и привело к нынешнему кризису политической системы. Одна из причин этого — полное отсутствие контроля со стороны общества.

Систему власти необходимо в срочном порядке перестроить — такова консолидированная точка зрения участников пресс-конференции.

Лидер Российского общенародного союза (РОС) Сергей Бабурин убеждён, что назрело время серьёзных конституционных преобразований. Основной закон, принятый почти 20 лет назад, ещё при Ельцине, нуждается, с его точки зрения, в существенных изменениях и дополнениях, в условиях нынешнего «системного политического кризиса»:

«СП»: — Вы заявили, что идею преодоления системного кризиса в России отстаивает только оппозиция. В чем сущность этого кризиса, по вашему мнению? И почему власть, как вы говорите, не считает нужным принимать здесь какие-то меры?

— Наличие глубокого системного политического кризиса подтверждается утратой управления со стороны органов государства процессами, происходящими в России. Утратой морального авторитета власти. Ибо, многотысячные демонстрации в разных частях страны — это признак того, что механизмы выборов перестали работать и перестали восприниматься людьми как способ отстоять свои интересы. Мы об этом еще год назад заговорили, и тогда же поставили вопрос о необходимости созыва Конституционного Собрания. Год тому назад…. Сегодня власть вынуждена фактически признать наличие кризиса, о чем свидетельствует и послание президента в декабре Федеральному Собранию, и целая череда законопроектов, которые призваны менять политическую систему и выруливать из этой тупиковой для власти ситуации. То есть наличие кризиса признано де-факто уже и президентом, и премьер-министром.

«СП»: — Путь выхода из кризиса — это конституционная реформа, утверждаете вы. Поясните, пожалуйста, в чем состоят ваши предложения?

— Без внесения изменения в Конституцию невозможно изменить некоторые фундаментальные основы политической системы, сегодня существующей. Но, например, — механизм формирования Совета Федерации или вообще замену СФ и Государственной думы другим высшим органом народного представительства. А доверия к сегодняшней Государственной думе и Совету Федерации в обществе нет. И дело не в анекдотах, которые рассказывают об этих структурах, а в том, что Совет Федерации сегодня не представляет никого, кроме олигархических кланов. А Государственная дума представляет только виртуальную партийную систему, созданную в последние годы. Подчеркиваю — виртуальную систему. И это признал даже президент, который недавно внес закон об изменении формирования политических партий. А сегодня еще внес закон об изменении выборов в ГД, возвращении к смешенной избирательной системе.

«СП»: — Вы говорите об эволюции в контексте конституционной реформы. Значит ли это, что вы против резких движений в этом направлении?

— Перемены возможны двумя путями: путем революций, когда народ просто выворачивает булыжники, бьет окна, бьет подвернувшихся представителей власти и все делает по новой. Или — эволюции. Когда с участием существующей власти принимаются решения на основе консенсуса основных политических сил общества. Консенсус в Государственной думе сформировать невозможно, потому что уже ясно, что в Думе многие политические силы не представлены. И эти силы начинают формироваться на улице. Вот чтобы направить уличную энергетику не на строительство баррикад и силовые действия, а в русло парламентского движения, мы и говорим об эволюции политической системы и реформе парламента.

«СП»: — Вы призываете к объединению левых и патриотических сил, а так ли принципиальны между ними различия?

— Левые могут быть патриотами. А вот патриоты далеко не всегда — левые. Потому что для Российского общенародного союза, который я возглавляю, фундаментальными являются ценности, которые можно отнести и к ряду левых, и к ряду консервативно правых. Например: незыблемость частной собственности, незыблемость семейных и религиозных основ общества. Но по вопросам социальной справедливости мы с левыми занимаем единые позиции.

«СП»: — Как бы вы сформулировали на сегодня задачу-минимум?

— Сегодня важно формировать в обществе настрой на созыв Конституционного собрания. Вы думаете, легко было убедить КПРФ и лично Геннадия Андреевича Зюганова в том, что это необходимо? Ведь мы направили еще в прошлом году письма: мы каждому из кандидатов в президенты с призывом задуматься над сложившейся ситуацией и поддержать идею Конституционного собрания. Каждому…. Начиная от Путина и, заканчивая Прохоровым. И принял пока эту идею, поддерживает необходимость цивилизованного парламентского реформирования только Зюганов. Был еще отклик от Миронова, который предложил приступить к политическим переговорам, не зарекаясь ни да, ни нет по поставленным вопросам. А остальных эта тема очевидно не интересует.

— Мы убеждены — в России не должно быть безответственной исполнительной власти, — после пресс-конференции пояснил свою позицию «Свободной прессе» известный политик и публицист Юрий Болдырев. — Тандемы недопустимы. Необходим один сильный глава государства, одновременно являющийся главой правительства. Нужен и сильный парламент. Ключевых министров следует не назначать, как Сердюкова и Голикову, по праву произвола, а согласовывать их назначение с парламентом. Если депутаты выступят категорически против таких министров — их не назначат.

В законодательстве сказано: компетенция парламентских комиссий по расследованию не распространяется на президента. Сильный президент должен в то же время быть полностью подконтрольным парламенту и наказуемым. Необходимо отменить закон о ненаказуемости президентов.

На переходный период нужно назначить так называемого технического премьер-министра, а далее — поставить вопрос о созыве конституционного собрания и подготовке новой Конституции. Нынешняя Конституция — это закон для бесконтрольного, неподотчётного, ненаказуемого президента. Он почти как царь.

В Конституцию надо заложить, с одной стороны — ответственную исполнительную власть, сильный парламент, с другой — главный орган экономической власти — Центральный банк. Последний должен служить не интересам финансовых спекулянтов, а развитию реального сектора экономики.

«СП»: — Кто поддержит столь глобальные изменения?

— Думаю, половина депутатов на это согласится. Партию «Единая Россия» её лидер уже сдаёт.

«СП»: — На пресс-конференции вы также сказали: «Счётной палате следует контролировать всё, касающееся финансово-экономической сферы государства». Чего ей не хватает для этого? Почему именно Счетная палата должна этим заниматься, ведь существуют и другие контролирующие ведомства?

— У президента есть контрольное управление президента, которое я в своё время возглавлял, есть контрольно-ревизионное управление Минфина и множество других рычагов влияния на финансово-экономическую сферу страны. Однако это находится внутри исполнительной власти, под президентом.

А Счётная палата, и по российской Конституции, и по международной практике, — единственный независимый от власти орган контроля. Она обязана контролировать, в том числе президента, и докладывать о результатах проверок парламенту и обществу. Так было на первых этапах её деятельности. Но затем палату встроили во властную вертикаль и теперь она даже юридически, в нарушение Конституции, зависима от президента и докладывает ему о своей работе. Председателя и заместителя председателя этой организации назначают только по предложению президента.

Счётная плата — инструмент внешнего контроля, ей нужно вернуть и законодательно закрепить независимость, чтобы никто и иногда не мог на неё посягать.

«СП»: — Говорили вы и о том, что власть скрывает от общества правду о последствиях вступления России в ВТО.

— Соглашение о вступлении в эту организацию подписано в декабре прошлого года, а депутаты по сей день не ознакомлены с ним: с условиями, с деталями…

Власть в России сменяемая, поэтому она не должна принимать настолько серьёзные решения единолично. Решения, последствия которых придётся расхлёбывать нашим детям и внукам. Сегодня самым актуальным лозунгом в стране должен стать: «Не вступать в ВТО без референдума!» В настоящее время ВТО разваливается, а мы пытаемся на крайне невыгодных условиях — в сравнении с условиями, на которых в неё вступил много лет назад Китай — вскочить на последнюю подножку поезда, несущегося в пропасть.

Погибает ВТО из-за глобального мирового кризиса, по причине которого все борцы за свободу торговли в мире вынуждены начинать реиндустриализацию и прибегать пока к скрытым, но очень мощным протекционистским инструментам. В США сейчас обсуждают способы создания новых рабочих мест и защиты от китайского экспорта. Обсуждают спасение своего рынка. Они сильные, у них авианосцы. Они наплюют на ВТО. А мы, без авианосцев, вступая в ВТО, затягиваем петлю на своей шее.