https://www.funkybird.ru/policymaker

На стороне пиратов правда, наука и закон!

Ходят слухи, что новый закон о партиях могут принять в первом чтении уже 28 февраля, в связи с чем пираты пребывают в состоянии некой ажитации.

Помимо всего прочего, нас всех, конечно, волнует вопрос: останемся ли мы “Без названия” или все-таки ворвемся в политическое поле более дерзко — как “Пиратская партия”.

Решаться все будет Федеральным конвентом и все тем же Минюстом. который уже успел нам год назад с названием насолить. Насколько согласованными с законностью были его действия — вопрос не тривиальный. Он даже оказался среди заданий на олимпиаде “Ломоносов”

К нам в руки попал правильный ответ на этот вопрос, который я с удовольствием и публикую.

Автор: Юдин Михаил, участник олимпиады МГУ «Ломоносов» по праву.

ЗАДАНИЕ № 2.

Министерство юстиции РФ отказалось зарегистрировать Пиратскую партию России, сославшись на неприемлемость ее названия. При этом Минюст РФ руководствовалось положением п. 1 ст.20 Федерального закона N 95 от 11 июля 2001 г. «О политических партиях»: «Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если … (б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 (символика) настоящего Федерального закона».

Однако в указанной ст. 6 ФЗ № 95 дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации партии по причине неприемлемости названия:

Использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий… Политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации… Использование в названии наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина. Использование наименования политической партии, которое оскорбляет расовые, национальные или религиозные чувства. Как видим, из предложенных в законе оснований у Минюста нет ни одного для отказа в регистрации Пиратской партии России.

Минюст РФ в данном случае под пиратством понимает исключительно действия, которые квалифицируются в соответствии со статьей 227 УК РФ как преступление, а именно «Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения».

Однако анализируя программные документы Пиратской партии России, мы видим, что партия преследует совершенно иные цели. Правомерность своих целей она обосновывает провозглашенными в Конституции РФ правами и свободами граждан: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (п. 4 ст. 29 Конституции РФ).

К сожалению, Пиратская партия России не дает определения пиратству, однако в своей «Программе партии v.1.0» определяет сущность этого понятия. Для членов партии «Пиратство — это современное отношение к авторскому праву <…>, это приверженность ценностям свободы и равенства перед законом <…>, это следование традициям гражданского общества». Партия выступает за содействие свободному распространению знаний и за содействие свободной культуре, за реформу законов об авторском праве, за соблюдение гражданских прав и свобод в Интернете (в частности — противодействие электронной слежке и цензуре). Аналогичные пиратские партии были созданы в странах Европы, а в Швеции и в Германии пиратские партии получили места в парламентах.

Минюст РФ не учел, что в последние десятилетия в общественном сознании пиратство чаще всего ассоциируется не столько с нападением на морские суда, сколько с нарушением авторского права, т.е. с использованием произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условия договора об использовании таких произведений.

Термин «пиратство» впервые стал применяться журналистами к несанкционированному копированию для создания подсознательной аналогии с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления. По мнению некоторых программистов, вместо термина «пиратство» правильнее было бы использовать нейтральные термины, такие как: «несанкционированное копирование» или «запрещенное сотрудничество».

В правовых источниках федерального уровня термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» не встречается. Однако в целом термин употребляется правоведами, а также в судебной практике и в региональных источниках, например:

в локальных нормативных актах (Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 № 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35: «Для достижения целей подпрограммы необходимо реализовать…проведение мероприятий по борьбе с пиратством и защите авторских прав разработчиков ПО» ). в документах судов (Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа: «Наличие указанной проблемы выводит на одно из первых мест необходимость борьбы с «пиратством» в сфере использования объектов авторского права».). в специальной юридической литературе (Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство). Мы видим, Минюст РФ использовало иное значение термина пиратство, чем значение, которое характеру своего движения придает Пиратская партия РФ. Таким образом, отказ в регистрации Пиратской партии России по мотиву неприемлемости ее названия считаю необоснованным и незаконным.

Поскольку закон в настоящее время предусматривает обязательность регистрации политической партии (ст.15 ФЗ № 95 «Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации…»), то необоснованный отказ Минюста РФ в регистрации нарушает право, гарантированное: п.1 ст.30 Конституции РФ « Каждый имеет право на объединение… Свобода деятельности общественных объединений гарантируется»; ст. 2 Федерального закона № 95 «О политических партиях»: «Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями …» Еще раз спасибо Ольге Яковлевой и Михаилу Юдину!