https://www.funkybird.ru/policymaker

Медведев вернется? Ну, значит, уходит

В политической жизни снова замечен президент России Д.А.Медведев. В последнее время в СМИ он упоминался только в связи с тем, что (на прошлой неделе?) вручал приз победителю демо-этапа Кубка мира по горным лыжам в Сочи. А теперь сразу несколько активностей и все они обращены в будущее. Так, он сообщил, что через шесть лет будет баллотироваться в президенты.

Это, как самое вкусное, оставив на десерт. Сначала рутина, хотя и она интересна. Д.Медведев внес в Думу законопроект об изменениях в порядке формирования нижней палаты парламента. Это – из проектов политических реформ, обещанных им в декабре после начала митингов. Там еще три: о выборах губернаторов, регистрации партии и сокращении количества подписей, которые необходимо собрать, чтобы выдвинуться в президенты России. Пока о выборах.

Согласно проекту, будут сформированы 225 территориальных избирательных округов (ТИО), но при этом речь не идет о возвращении одномандатников, «как подумали многие, когда Медведев объявил об изменения в ежегодном обращении к парламенту». Но как именно надо подумать про это? 225 – как бы намекает, что это половина Думы. Намек, судя по всему, неуместный — потому что общефедерального списка (откуда могли бы выскочить оставшиеся 225) не будет. То есть, в каждом из ТИО, будет, значит, избираться не один кандидат. Тут возникает идея, что ТИО как-то нарежут (на Москву, скажем, штук 16), а в каждом из них будет своя квота на избрани. Но и такой вывод поспешен, поскольку избрание, вроде бы, будет определяться общим количеством голосов, поданных за такого-то кандидата.

Словом, поверхностное впечатление такое, что Территориальный избирательный округ будет не тем местом, где кто-то конкретно избирается, но местом, в котором населению предложат услуги по реализации его права голоса. Ясности нет, надеяться на пояснения от пресс-службы Кремля тщетно (для них это явно слишком сложно), но инициатива своевременная. И не потому, что Медведев временно куда-то пропал, а потому, что куда-то делись все его законопроекты по улучшению политического климата, и за них стало тревожно. Вот объявил он их в прошлом году, и что? А теперь да, все уже снова хорошо. Но каково? Сам! И никакие митинги не требовали, чтобы эти проекты дошли до парламента.

Встреча в Горках

Подача документа была синхронизирована со встречей Медведева в Горках с лидерами зарегистрированных партий. С ними он эту реформу и обсуждал. Как уж водится, все закончилась объявлением о создании рабочей группы по этому поводу, то есть — по доработке. Не совсем понятно, как этот факт вяжется с внесением законопроекта уже в Думу, но Группа под руководством В.Володина уже будет готовить к ним поправки. А на следующей неделе Медведев встречается с «несистемной оппозицией», они тоже чем-нибудь будут недовольны, Володин учтет и это, и все будет хорошо. «»Учитывая, что парламент — место для дискуссий», — пояснил РБК daily собеседник в администрации президента».

Из уже известных неудовольствий. Г.Зюганов и В.Жириновский заявили, что снижение с нынешних 50 тыс. до 500 человек приведет к появлению «сотен партий алкоголиков, собутыльников, националистов, олигархов». С.Митрохин хочет детализировать уголовную ответственность за фальсификацию выборов. С.Миронов хочет увеличить полномочия парламента и усилить роль парламентского расследования – хотя причем тут непосредственно выборы?

И вот самое вкусное: «Как рассказал РБК daily председатель «Справедливой России» Николай Левичев, после того как президент прокомментировал все озвученные инициативы, он добавил, что планирует и дальше сотрудничать с участниками этого формата. «Я никуда уходить не собираюсь, и более того, я собираюсь баллотироваться в президенты. И с удовольствием встречусь с вами в рамках президентской кампании на дебатах», — объявил он».

Ранее Медведев не исключил своего участия в следующих выборах на встрече со студентами журфака МГУ. «Однако настойчивость, с которой Дмитрий Медведев вдруг стал повторять о желании снова стать президентом, заставила задуматься», – такими словами заставляет задуматься своих читателей уже РБК.

На самом-то деле, тут любопытны не слова о возвращении, а тема ухода. Ведь можно было сказать тому же Левичеву, что он будет с ним вскоре работать как Председатель правительства на предмет рассмотрения каких-нибудь инициатив его партии? То есть, тема премьерства Медведева потихоньку аннулирована? Странно же считать, что пост премьера для Д.А.Медведева – это уход? Ну да, про его премьерство в последнее время не было слышно ничего, но в обществе же есть консенсус на тему что Путин сказал — Путин сделал и, вообще, своих он не бросает. Так что в рамках этой жизненной позиции Медведеву (и всем остальным) деться некуда, как бы они к этому ни относились. Ну и вот, будущее президентское кандидатство подтверждено, премьерство – наоборот.

Сживают ли со свету?

И все это происходит на фоне вот чего: «Началась кампания по отмене инициатив уходящего из Кремля Дмитрия Медведева», – сообщил РБК, причем — вчера. Что тоже странно, потому что про отмену зимнего времени говорили давно, но вот именно 15 февраля издание созрело до того, чтобы обобщить разрозненные факты в виде вывода.

Другой пункт там был про выпить за рулем, а сам повод для обобщения был выведен из того, что (снова РБК) «Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин обрушился с критикой на решение разрешить возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях только с подачи органов ФНС. Объекты критики — инициативы Дмитрия Медведева. По мнению политологов, депутаты и чиновники почувствовали, что больше нет никакого тандема, и стали работать исключительно на рейтинг Путина».

Ну, в общем, велика ли идея: перед выборами, на которые идет Путин, работать именно на его рейтинг? Да и Бастрыкин не так, что бы уж обрушился, а привел свои соображения. Но тема зафиксирована: сживают. Радовать это Медведева не может, так что его появление в качестве законодателя будущего было своеврмеенным.

Позавчерашний Костин

Но только дня назад была еще одна история. В статье для «Коммерсанта» глава ВТБ Андрей Костин выступил политтехнологом. Он сообщил: «Чтобы укрепить свои политические позиции, премьер-министр Владимир Путин, баллотирующийся в президенты, должен обновить команду и заявить о том, что через шесть лет он не будет выставлять свою кандидатуру на новые выборы президента».

На первый взгляд, важнее про шесть лет, на самом-то деле своевременнее про команду. Вот про нее подробнее: «Его высокая личная порядочность, «физиологическая неспособность» сдавать «своих» вошли в поговорку. Но эта черта может быть и силой, и слабостью. Сейчас совершенно очевидно, что обновление команды неизбежно». Этот пункт прямо связан с темой Медведева-премьера. Какие еще «свои», которых нельзя сдавать, сейчас на первом плане?

Второй подход: «Есть и другой ход — объявить в любое время после победы 4 марта, что он не будет баллотироваться на новый президентский срок и что именно в ближайшую шестилетку намерен осуществить основной комплекс политических и экономических реформ».

«После», а не «до», это о-о-очень тонко. Нет. в самом деле – «до» явно никуда не годится. Что ж такое, ощущает, значит, неуверенность. Ну а «после» – это уже совсем другая история.

Конспирология для «чайников»

К. для «чайников» — в том смысле, что это такая конспирология, которой бы «чайники» сейчас с удовольствием бы занялись, когда бы не отвлеклись на другое. На мотивации героев пропутинских роликов, например. Ну а тут как: Костин сказал про шесть лет, Медведев тут же отреагировал. Шесть лет и он снова с нами. Полная гармония, все сходится.

Только ниоткуда не следует, что тема Медведева может быть следствием темы одного срока. По крайней мере, сам Костин на эту тему не сказал ничего, и даже хуже: после слов об избавлении от поспешных обязательств какой уж тут Медведев. Даже можно сделать иезуитский вывод о том, что Костин и ВТБ готовы смириться с шестью годами Путина — в том случае, если Медведева-премьера не будет.

Да, еще про «Горки»: Медведев не сообщил, от какой структуры вообще собирается идти в президенты. А ведь технологически сейчас в самый раз строить себе этакий бастион, готовя свое будущее вступление в дело. Шесть лет это не много, но через шесть лет по протекции его никто не изберет. Тем более, что там все начнет ломаться быстрее – сомнительно, что пресловутые рычаги управления Путина до сих пор в порядке, блестят и щелкают на раз-два.

Если еще немного повертеть идею Костина, то из нее можно даже извлечь предположение о том, что его слова — некий типа отблеск настроений элит по дороге к их договору с властью на новый срок. Некие элиты как бы намекают, что все видят, готовы поддержать, слушаться и обеспечивать легитимность, но вот не надо заигрываться. Это, понятно, художественная картина. Столь же художественно можно задуматься о единстве элит, о возможности раскола в них и всяком такое прочем приятном. Но интересно, что пока Путин на Костина не отреагировал. Даже в варианте: «Мне вот тут товарищ Костин советует не засиживаться. Ну что ж, поглядим. Намек понял». Уведомления о том, что мессидж дошел до адресата, Костин (и все заинтересованное общество) пока не получал. Публичного, конечно.

Другой вариант состоит в том, что тема единственных шести лет – это чисто политтехнология, чтобы после выборов подломить вероятное негодование или отчасти развеять депрессию общества. Не надо так-то уж переживать, это ж не на 12 лет, а только на 6, честное слово… Но, кажется, это слишком сложно для путинского штаба, да им и говорить такое нельзя: клиент обидится. Ну и, собственно, где Костин, а где путинские пиарщики. Так что вариант не проходит.

Ну вот и причем тут Медведев? Причем, без всяких там «казалось бы, причем?»