https://www.funkybird.ru/policymaker

ХАМАС и Катар против Сирии

Последние взаимоисключающие заявления лидеров ХАМАСа о перспективах примирения с ФАТХом и кандидатуре М ахмуда Аббаса в качестве будущего премьер-министра «правительства национального единства» лишь подчеркивают глубокий системный кризис в этой организации.

Отголоском этого, на первый взгляд, безусловно, являлись и недавние «метания» председателя политбюро Халеда Машаля, который то делал заявления о своем нежелании более переизбираться на высший пост в движении, то дезавуировал его. Затем вдруг неожиданно он «вспомнил» о том, что все еще является руководителем организации и вступил в переговорный процесс с ФАТХом под эгидой Катара, который закончился «судьбоносными решениями» в отношении «внутрипалестинского перемирия» и организации будущих выборов в ПНА. Через день из сектора Газа донеслись возмущенные отклики от тамошних руководителей ХАМАСа, которые резко дистанцировались от деклараций и действий своего бывшего (уже можно смело сказать об этом) лидера.

Теперь становится понятной «борьба мотивов» Х.Машаля. Она была вызвана стремлением «успокоить» своих сирийских кураторов и убедить их в том, что он реально решил покинуть пост руководителя политбюро ХАМАСа. Все дело в том, что Х.Машаль был категорически против участия движения во внутрисирийских делах, а тем более выполнении роли некого «приводного ремня» между сирийскими суннитами (в том числе и исламистами) и властями, как это предполагало сделать окружение сирийского президента Башара Асада. Это предопределило усиление кризиса в его отношениях с сирийцами. При этом отметим, что Х.Машаль вначале был отпущен один, «без семьи», под формальным предлогом визита к больной матери в Иорданию.

На всякий случай, на период его отъезда сирийские спецслужбы арестовали его родственников: дочь Фатиму и ее мужа; одну из его жен Амаль, и четырех сыновей Валида, Омара, Хиляла, Яхью. Они были подвергнуты допросам. Сирийских спецслужбистов особенно интересовал вопрос об объектах недвижимости, которые принадлежали Машалю или его доверенным лицам на сирийской территории. Как представляется, нужную информацию они получили. Все это происходило во второй половине января с.г..

Несомненно, что такая ситуация и дрейф ХАМАСа в сторону суннитских центров силы в мусульманском мире (Турция, Египет, Катар) в принципе не были случайными, поскольку движение является все-таки «суннитским» по сути. Несмотря на то, что Дамаск и Тегеран долгое время были союзником движения, этот союз никогда не был по-настоящему прочным. Гражданская война в Сирии только послужила детонатором для разрыва. Примечательно, что еще около двух месяцев назад Доха резко разорвала свои отношения с ХАМАСом, прекратила финансирование и даже закрыла его информационные сайты. Это могло быть связано с «публичной позицией» политбюро ХАМАСа, которое было недовольно тем, что катарцы воспользовались логистическими каналами движения, для того, чтобы перебрасывать оружие ливийским повстанцам.

Теперь представляется, что с большей долей вероятности, мы наблюдали классическую «дымовую завесу» не только для сирийцев, но и для руководства Хамаса в секторе Газа. Машаль был выпущен из Дамаска в декабре 2011 г. из Сирии в Иорданию, а затем и в Катар не просто, чтобы поухаживать за больной матерью. На него были возложены более важные задачи, отсюда и родственники – заложники. Лидер ХАМАСа должен был стать неким посредником в диалоге с иорданцами и катарцами на предмет достижения компромисса и сохранения власти Б.Асада. Когда стало понятно, что эта миссия провалилась, сирийцы приняли решение сменить «коня на переправе», который не оправдал возложенных на него задач и стал очень сильно «крениться» в сторону Катара и Иордании. В этой связи они решили разрешить Машалю выезд из страны, но взамен на заявления об уходе из активной политической жизни. По условиям сделки, он должен был сделать соответствующие заявление, а после этого сирийские власти выпускали его родных. Заявление он сделал, но после того, как родственники благополучно покинули Сирию, Машаль резко изменил свое поведение и вышел на переговоры с лидером ФАТХа М.Аббасом. Таким образом, он и Доха обманули сирийское руководство и серьезно нарушили планы Дамаска по превращению ХАМАСа «в ручное движение».

Это не было импровизацией. Это было лишь финальной частью реализации совместного плана. В период посещения Иордании в декабре 2011 года Х.Машалю было сделано предложение о достижении договоренности с М.Аббасом и переводе штаб-квартиры движения в Иорданию. Главным здесь был отрыв ХАМАСа от Сирии. Мы уже писали о том, что в планах Дохи создание иордано-палестинской конфедерации взамен на привилегированный инвестиционный климат для Аммана. Идея, конечно, «сырая», но первую тактическую победу катарцы, безусловно, одержали. Они фактически раскололи ХАМАС, вывели его из сирийско-иранской орбиты и достигнули некого (больше видимого) прогресса в налаживании «внутрипалестинского диалога». И, как представляется теперь, основным «тормозом» на пути диалога долгое время выступал именно Дамаск.