https://www.funkybird.ru/policymaker

Дело об антипутинской агитации

С Ниной Беляевой, которую обвиняют в незаконной агитации против Владимира Путина, я ходила на опрос 11 февраля в качестве защитника. Началось это дело с того, что избирательная комиссия Воронежской области вынесла заключение о том, что запись, сделанная Ниной Беляевой на ее странице «Вконтакте», является агитацией и в нарушение закона «О выборах президента» эта агитация не содержит информации об авторе, тираже и источниках финансирования.

Избирательная комиссия Воронежской области почему-то обратилась в центр по противодействию экстремизму с просьбой привлечь Беляеву к ответственности за это правонарушение. Центр «Э» переслал эту бумагу в УВД по городу, а оно, в свою очередь, возбудило административное дело по ст. 5.12 Кодекса об административных правонарушениях.

На субботней встрече с сотрудниками УВД Нине было предложено дать объяснение в духе «Я, Нина Беляева, имею такой-то аккаунт «Вконтакте», сделала такую-то запись…» и объяснить почему. Мы заняли такую позицию: если вы занимаетесь такой ерундой и у вас хватает времени на преследование авторов записей в Интернете, то доказывайте сами, что у Нины есть страница «Вконтакте», что она сама сделала эту запись и так далее. Мы написали, что ничего такого пояснить не можем, своего компьютера нет, пользуемся «контактом», но выходим туда с компьютеров различных людей, которых вспомнить не можем.

Сотрудники УВД два часа вчетвером пытались нас раскрутить на «явку с повинной», сначала пытались даже диктовать, что нужно писать в объяснении. Но мы сопротивлялись, и через два часа нам удалось уйти оттуда с миром, написав только то, что мы хотели. Нам говорили, что изымут компьютеры по месту жительства, чтобы провести экспертизу и выявить, с какого компьютера была произведена эта запись. Мы им пожелали в этом удачи, потому что если им какой-то суд даст санкцию на обыск в рамках административного дела, это будет уникальный случай. Но вообще это невозможно.

Внимание избирательной комиссии и правоохранительных органов к Нине я связываю с тем, что это новая фигура на политической арене. Она организатор всех последних крупных акций в городе: 10 и 24 декабря, 4 февраля. Она занимает активную политическую позицию — и в то же время мало знакома центру «Э». Я думаю, что, с одной стороны, встреча была нужна, чтобы сотрудники органов правопорядка могли понять, кто такая Нина, поговорить о политических взглядах, о Путине и так далее. А с другой стороны, возможно, таким образом ее пытаются несколько утихомирить, нейтрализовать.

Сотрудниками правоохранительных органов отслеживается все, что Нина пишет в Интернете. Я не верю в то, что пишет избирательная комиссия Воронежской области в своем заключении: «В ходе мониторинга интернет-ресурсов избирательная комиссия выявила страницу Нины Беляевой». Они скорее всего мониторят страницы определенных людей, а не все подряд. У них есть список интересующих их личностей, и Нина входит в него.

По всей видимости, сейчас избирательная комиссия и центр «Э» в Воронежской области решили, что там, где можно привлечь к ответственности, нужно реагировать и привлекать, чтоб и другим неповадно было. Сейчас мне звонят журналисты и спрашивают, действительно ли нельзя написать «голосуй против Путина». Я им отвечаю, что нельзя, если не будут указаны все необходимые выходные данные. Я не знаю, как суд будет доказывать вину Нины и штрафовать ее: ведь это Интернет, в нем трудно что-либо доказывать. Но формально нарушение по закону есть.

Агитация может быть и за и против, даже создание положительного или отрицательного образа есть агитация. То есть можно не писать «голосуй за» или «голосуй против», а написать «Путин плохой», и это все равно будет агитация. Это касается и страниц в социальных сетях.

Такие высказывания должны сопровождаться исполнением требований закона к аудиовизуальным материалам, к которым можно отнести Интернет. Необходимо указывать ФИО автора, полный адрес, заказчика (или «заказчика нет»), из средств избирательных фондов не оплачивалось (или оплачивалось – по ситуации). Возможно, для кого-то это ужас, но таков закон. Даже устное обращение к друзьям «голосуйте против Путина» — это агитация, которая может преследоваться по закону, если не выполнены указанные требования.