https://www.funkybird.ru/policymaker

Три смутных угрозы развитию свободы

Все, вроде, было хорошо и размеренно. 26-го — снова белые ленточки, жизнь устоялась, прогресс идет. Но во вторник сразу три сообщения, которые эту стабильность накренили: «Эхо Москвы», «Суперпартия» и — А.Навального в «Аэрофлот». Впрочем, с другой-то стороны, что-нибудь из этого можно как-то использовать на Общее Благо, а что именно?

1. «Эхо Москвы». Сообщено, что руководство ОАО «Газпром-Медиа» потребовало досрочной отставки совета директоров радиостанции «Эхо Москвы». По факту об этом с утра сообщил в твиттере главред радиостанции А.Венидиктов. То есть, непонятно: «Газпром-Медиа» требует, вроде, заменить независимых директоров «Эха Москвы», а по версии Венедиктова это означает, что он и зам. главреда Владимир Варфоломеев лишатся своих постов в совете директоров. Вместо себя и Варфоломеева Венедиктов предложил ввести в совет директоров гендиректора «Эха Москвы» и телекомпании «Эхо-ТВ» Юрия Федутинова: «Вместо нас я внесся список Федутинова. Пусть теперь он там корячится».

Сообщено также, что кандидатуру Федутинова, со своей стороны, предложило и руководство «Газпром-Медиа». Далее Венедиктов разъяснил, что за редакционную политику радиостанции отвечает не совет директоров, а главред, а эту тему «Газпром-Медиа» пока не раскрыл. Собственно, акционер не требовал его ухода и из Совета директоров — это решение он принял сам. Выяснять, как там все устроено – ну, уж нет, но по уставу «Эха Москвы» Венедиктов должен руководить до очередных выборов главреда, еще два года.

Тут же отклики прямо заинтересованных лиц. М.Ганапольский в твиттере: «Эху кирдык? Конечно, нет. Сообщение Венедиктова — лишь констатация смены в совете директоров. Но раскола коллектива не будет».

Однако, В.Варфоломеев обобщает: «Газппроммедиа (контролирующий акционер Эха на 66%) потребовал досрочной отставки Совета Директоров Эха и замены независимых директоров
(из твиттера Венедиктова) Т.е. все эти наезды на нас в последние пару месяцев были явно не на пустом месте…»

В ответ на один из комментариев к этой новости («выглядит как зачистка») Варфоломеев написал: «похоже на то. не зря же в последние месяцы нас полоскали на каждом правительственном углу». Ну, про правительственные углы все знают. Есть, наконец, хитовый диалог Путин-Варфоломеев от 19 января (стенограмма тут).

По ходу дела Варфоломеев уточнил, что сейчас (или уже раньше) два независимых директора — зампред Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ, профессор Александр Маковский, бывший министр экономики РФ, научный руководитель ГУ — ВШЭ, профессор Евгений Ясин.

Есть уже и интервью гендиректора «Эха» Юрия Федутинова «Маркеру». Это тот Федутинов, который (по Венедиктову) теперь и будет там корячиться. Тему «корячиться» он раскрыл: прошлый год был достаточно бурным, и он ожидал каких-то телодвижений. «То, что происходит в совете директоров, — это наименьшее из зол. Еще раз скажу: совет директоров — это экономическое управление, и формально он не оказывает никакого влияния на редакционную политику. Так что явно это не был вопрос экономической целесообразности. Венедиктов, Варфоломеев докладывали редакционную часть, теперь буду докладывать я». Ну вот, это и означает то самое слово.

И да, пресс-секретарь В.Путина Д.Песков заявил, что перестановки в совете директоров «Эха Москвы» объясняются, скорее всего, внутрикорпоративными изменениями, «это не может быть связано с критикой Путина радиостанции». Ну не подставил же «Газпром» Путина, в самом-то деле?

2. «Суперпартия». Согласно «Коммерсанту», сопредседатели Партии народной свободы М.Касьянов, Б.Немцов и В.Рыжков решили создать «суперпартию». Решили так: в новую структуру потенциально могут войти «Яблоко», «Солидарность», оставшиеся активисты «Союза правых сил», а также сторонники Алексея Навального, Михаила Прохорова и Алексея Кудрина.

Замысел, да — глобальный, но такой фьючерсный, что ах. По словам Немцова, идея создания этого появилась после того, как Д.Медведев анонсировал упрощение регистрации партий. Как объяснил Немцов, тем самым возникла угроза появления слишком большого числа партий, которые будут «грызться между собой». «Эта угроза очевидна и понятна, поэтому мы начали думать о том, как создать суперпартию», — сделал вывод Немцов. То есть, вот где еще этот закон о партиях, но граждане глядят уже вперед – такое в них доверие к словам Д.Медведева и Госдуме.

Впрочем, Немцов решил, что ли, подстраховаться по терминам, уточнив, что возможно создание не партии, а коалиции сил. «Полноценные переговоры с потенциальными участниками» они планируют начать после президентских выборов. По словам Немцова, если проект удастся, то партия сможет получить на выборах до 30 процентов голосов. Нет, ну вот на каких, собственно, выборах? Или там верят не только в Медведева, но и в скорые перевыборы Думы?

С копирайтингом еще круче. Инициаторы тут же нелицеприятно сообщили (Касьянов), что в случае создания новой партии «Яблоку» и Партии народной свободы предстоит отказаться от своих брендов. Ну и да, С.Митрохин уже с утра успел сказать в их адрес то, что от него и ожидалось. Впрочем, он поддержал объединение в коалицию, но напомнил, что в новом законе ничего про избирательные блоки нет, то есть – не может их быть. А.Навальный заявил изданию, что ничего не слышал об этом проекте, «у Прохорова» сказали, что он обсуждал возможность создания партии только с Кудриным, однако никаких решений принято не было. Ну, в общем, посидели Касьянов-Немцов-Рыжков и друг с другом договорились. Будут продавать эту идею, как реализацию митингов в отдельно взятой партии.

3. Навальный по вызову.

Александр Лебедев написал открытое письмо автору «Фонда борьбы с коррупцией» Алексею Навальному — с просьбой расследовать ситуацию вокруг передачи половины бизнеса Шалвы Чигиринского супруге бывшего московского мэра Юрия Лужкова Елене Батуриной в 2003 году. В письме представлены определенные вводные на тему куда копать («в 2003 году Елена Батурина арендовала сейфовую ячейку в банке Wegelin для хранения там копий документов, подтверждающих партнерство с Шалвой Чигиринским…») и добавлено, что А.Лебедев готов выделить фонду Навального на проведение данного расследования 500 тысяч рублей. Учитывая цену вопроса и его трудозатратность, сумма демонстрирует готовность Лебедева оплатить командировки (не выше трех звезд и эконом-класс). И это, в принципе, может даже как-то и обидеть Навального. Вот Зюганов недавно прочил его в руководство Счетной палаты, а тут ну в самом деле, чисто по вызову.

Но это выглядело бы ужасно, если не учитывать, что предложение Лебедева было совершенно корректным. О создании «Фонда борьбы с коррупцией» написали 13 февраля «Ведомости». Навальный признал, что журналисты узнали о создании фонда раньше, чем его основатели планировали сделать официальное объявление о запуске. «Сюрприз, торжественное объявление и стратегия фандрайзинга сорваны, за что посылаю в «Ведомости» лучи негодования», — сообщил он в ЖЖ. Шутки-шутками, но там и заголовок неприятный: «Чем зарабатывает на жизнь Алексей Навальный».

Но от Фонда он, понятно, не отрекся и, мало того, конкретно призвал потенциальных частных инвесторов жертвовать деньги на борьбу с конкретными проявлениями коррупции. «Если тебя интересует конкретное расследование, ты считаешь, что мы его ведем эффективно, и ты готов дать на это деньги — пожалуйста». Что, собственно, А.Лебедев и сделал. В соцсетях А.Навальный на это пока не отреагировал.

Выводы. Возвращаемся к началу. 26-го — белые ленточки, дальнейший ход прогресса. Но теперь жизнь, которая устоялась после предыдущей акции, несколько взбаламутилась этими тремя новостями. Хорошо это или плохо?

«Суперпартия» – явно плохо. И потому что не ко времени, и потому, что группа товарищей как-то беспонтово решила конвертировать митинги в себя. Да, наивность – дело врожденное, но сам факт того, что тема «стать заведующим всем, дабы пасти народы» жива — оптимизма не производит. «Фонд Навального» тоже не есть гут. Потому что тут отчетливый конфликт интересов – ну, уж либо так, либо этак. Впрочем, этот случай дает понять, что «конфликт интересов» не является моральной категорией, он ведь просто все ломает: ну какой реальный заказчик пойдет к столь политизированной фигуре? И наоборот. Зато история с «Эхом» – ровно ко времени. Теперь – а события будут еще и развиваться — эта тема может стать главной 26 февраля. И акции, таким образом, получит что-то вроде внятного смысла.