https://www.funkybird.ru/policymaker

Чем плох Путин

Как говорится, «часто спрашивают». Вот чем Владимир Владимирович Путин плох не вообще, не в принципе, а на данный момент, в сегодняшней ситуации. То есть, не буду говорить об его исторической роли, сколько он пользы и вреда принес стране, на сей счет есть разные мнения. И обойдусь без ярлыков типа «кровавого тирана». Надо попробовать объективно, спокойно разобраться.

Путин свято и непрошибаемо уверен в своей правоте и думает, что он «знает, как надо». Галич писал:
Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет:»Я знаю, как надо!»

Впрочем, это нормальное состояние амбициозного политика и государственного деятеля. Они все так думают. Или почти все

Проблема в том, что в цивилизованных странах и их политических системах эта маниакальная уверенность кандидата в президенты/премьеры в собственной правоте введена в объективные рамки и обезврежена сильными противовесами: регулярные выборы, которые можно проиграть, и вотум недоверия, который можно получить в парламенте.
У нас в России таких противовесов нет.

Не Путин создал эту систему, он ее только усовершенствовал, довел до блеска и до абсурда. Его предшественник Ельцин тоже не был никаким «демократом», но он нутром, инстинктивно чувствовал грань, за которую нельзя заступать. Для Путина никакой грани не было с самого начала.
Случайно попавший на верховный пост мелкий чиновник и подполковник КГБ выстроил режим, отвечавший его представлениям о мире: бюрократический до посинения, многократно описанный в классической русской литературе. Теперь это называется «вертикаль».

Я отнюдь не поклонник Ельцина, но тот терпел возле «трона» сильных, незаурядных людей и прислушивался к их советам. Не всегда, но у Бориса Николаевича, прошедшего школу советского партийного «демократического» централизма, было понимание, что он не может всё решать в одиночку. Что бывает коллективное мнение.
У Владимира Владимировича, не прошедшего сквозь горнила обкомов-отделов ЦК КПСС, такого понимания не было. Он стихийно авторитарен, в его окружении не осталось никого, кто мог бы ему возражать, ну а вокруг «трона» он так зачистил и залил асфальтом поляну, как это мог бы сделать любой Акакий Акакиевич, ставший начальником департамента под названием «Российская Федерация».

Это даже не вина Путина, а его беда. Он иначе не может. За 12 лет власти он привык слушать только свой внутренний голос, а на все прочие голоса поставил надежные «глушилки».
В результате он настолько уверился в собственной правоте, что действительно верит, что может «не позволить народу ошибиться», как правильно заметил [info]Егор Холмогоров.
Столь наивная уверенность в безусловной правильности своего курса, якобы опирающегося на «мнение народное» — самое страшное, что может быть в нынешней ситуации. Хуже диктатуры.
Путин принимает за поддержку себя обывательские страхи, которые можно описать шекспировскими строками (перевод Пастернака): «мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться».
Налицо подмена понятий. Путин сам сделал так, чтобы ничего, кроме Путина не было, законодательно исключив любую альтернативу и почти намертво уничтожив возможности самоорганизации, основы гражданского общества. И теперь ему кажется, что народу хочется, чтобы так было from here to eternity, ныне и присно и вовеки веков (категорически не аминь!)
Но извините, если людей на протяжении 12 лет кормят одной овсянкой, они — в большинстве своем — перестают думать и знать, что бывают еще бифштексы, например…

Путин исполнен неверия и недоверия к демократическим процедурам и институтам. Он окончательно превратил их в декорации, хотя они и до него были больше похожими на протезы и силиконово-ботоксные прибамбасы, но Путин их полностью умертвил.
Он действительно, на самом деле не понимает, зачем нужна демократия, он воспринимает даже внешнее следование этим процедурам как досадную вынужденную помеху, сооружаемую ради Восьмерки-Двадцатки (хотя туда запросто могли бы и Сталина с Брежневым принять, буде они делали соответствующие реверансы).
Путин не в состоянии представить себе, как судьбу правящего режима можно пустить на волю волн народного волеизъявления, ну а чиновники пропускают мимо ушей болтологию насчет «честных открытых выборов», чуют высочайшую волю, и суконно-посконно ее исполняют.

Путин готов дать небольшие поблажки недовольным. Так называемая «политическая реформа Медведева» — это косметический ремонт авторитарного фасада. Все эти законы об упрощении регистрации партий и т.д. будут приняты.
Путин уверен, что этим вполне удовлетворятся те, кто непонятно зачем выходят на какие-то дурацкие митинги — это я его логику пытаюсь передать.
Он не понимает, что слишком много мыслящих граждан элементарно устали от него. А законных механизмов устранения этого надоевшего политического деятеля нет.
Не надо напоминать, как это бывает в странах с цивилизованной политической системой, как прокатили на выборах Черчилля в 1945 (!) году, как пришлось уйти очень и очень амбициозным политикам генералу де Голлю, Маргарет Тэтчер, Хельмуту Колю, Сильвио Берлускони. Последний, лучший друг Путина, мог бы ему кое-что объяснить, но Путин и его не услышит.
Ельцин создал, а ВВП усовершенствовал систему, в которой подобный уход невозможен, но об этом я уже говорил.

И последнее. Last, but not least. Ничего толком не знаю про «миллиарды Путина» и его дворцы.
Но безусловный факт: Путин, расправившись с олигархами ельцинской поры, которых он «равноудалил», а одного из них — Ходорковского — отправил по сути на вечную каторгу, дал невиданные и неслыханные даже для 90-х годов преференции и привилегии группе дружественных, приближенных к трону и не претендующих на политическую роль миллиардеров, кое-кто из которых даже на российское гражданство болт положил (к вопросу о «патриотизме» Путина).
Возможно, сам Путин взяток не берет. Но именно он превратил коррупцию в системообразующую структуру, в стержень политического режима, который он возглавляет и олицетворяет

Ей-богу, просто стыдно в XXI веке иметь такого президента