https://www.funkybird.ru/policymaker

Россия меняет позицию по Сирии

В понедельник, пока в Сирии усугублялась кровавая резня, а страны в ООН планировали голосование, которое должно было обличить бездействие великих держав, Россия продемонстрировала новое желание рассмотреть возможность международной интервенции.

Сирийские войска продолжают обстреливать оплоты антиправительственных сил в Хомсе. Страны Лиги арабских государств призвали направить в Сирию миротворцев ООН с тем, чтобы они «проконтролировали исполнение процесса прекращения огня».

В Москве изменение позиции означает, что Россия переходит с позиции защиты своего главного арабского союзника, сирийского президента Башара Асада (Bashar al-Assad), к управлению политическим переходом.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что «мы были бы готовы вместе с другими с постоянными членами Совета Безопасности ООН всячески содействовать диалогу и достижению договоренности об обеспечении безопасности в регионе между всеми странами Персидского залива».

После блокирования двух резолюций в Совете Безопасности, осуждавших жестокость разгонов демонстраций продемократических активистов верными Асаду силами, Россия может быть на пути отказа от политики полной защиты режима Асада.

Но претворение в жизнь российского призыва прекратить огонь перед любыми переговорами может оказаться невозможной задачей.

Тем временем, в понедельник в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке было запланировано голосование по резолюции, осуждающей Сирию. В отличие от Совета Безопасности, где любое из обладающих правом вето государств — Великобритания, Китай, Франция, Россия и США — могут заблокировать любую резолюцию, в Генеральной Ассамблее, состоящей из 193 членов, необходимо всего лишь простое большинство. Ожидается, что голосование пройдет в конце недели.

Но резолюции Генеральной Ассамблеи не обладают обязательной юридической силой резолюций СБ и не могут использоваться для санкционирования военного вмешательства.

Однако подавляющее количество голосов за резолюцию, предложенную Саудовской Аравией, особенно если оно будет включать в себя сильную поддержку других арабских стран, оказало бы на Россию и другие великие державы давление с призывом к вмешательству или, по крайней мере, к совместному осуждению сирийской жестокости.

«То, что происходит в Сирии, не оставляет сомнения в том, что это не этническая, сектантская война или городская борьба. Это кампания по массовой зачистке с целью наказать сирийский народ и усилить авторитет режима», — заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал (Saud al-Faisal).

Более 5400 человек, большая часть которых — невооруженные мирные протестующие, погибли с начала «арабской весны» в Сирии в марте.

Москва, обладающая в Сирии базой ВМФ, дающей выход в Средиземное море, совместно с Пекином заблокировала резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждавшую Сирию.

Тем временем Асад попытался выставить протестное движение как террористические группировки, направленные против его режима.

В США некоторые высокопоставленные политические фигуры призывают международное сообщество вооружить и поддержать силы, выступающие против Асада. До настоящего момента президент Барак Обама (Barack Obama) отвергал любые возможные военные операции.

Лига арабских государств, состоящая из 22 стран, заявила, что предложит «политическую и финансовую поддержку» сирийской оппозиции, но отвергла идею предоставления оружия.

Однако призыв ЛАГ к миротворцам ООН вряд ли получит достаточную поддержку западных стран. Перспектива отправки войск — пусть даже и лишь с миротворческим мандатом ООН — в еще одну разрушенную насилием мусульманскую страну не будет хорошо воспринята в большинстве западных столиц, правительствав которых пытаются вывести своих солдат из Афганистана.

В Нью-Йорке генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун (Ban Ki-moon) похвалил усилия ЛАГ, но предупредил, что миротворческие силы или авторизованная военная операция, как прошлым летом в Ливии, являются компетенцией Совета Безопасности ООН.

В заявлении он подчеркнул, что «насилие должно прекратиться» и призвал сирийское правительство «выполнять международные законы и немедленно прекратить обстрел и использование силы против мирного населения».