https://www.funkybird.ru/policymaker

НАТО уже вошло в Приднестровье

Кишинев пригласил туда «наблюдателей» из Канады, не согласовав это ни с Москвой, ни с Тирасполем.

Казалось бы, военные НАТО в Приднестровье – вещь абсолютно немыслимая. Во всяком случае, в нынешней ситуации — ведь есть же Соглашение о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанное 21 июля 1992 года президентами России и Молдавии в присутствии президента ПМР. А в соответствии с этим Соглашением в регионе образована Зона безопасности, охватывающая значительную часть Приднестровья, где присутствуют совместные миротворческие силы (России, Молдавии и Приднестровья – примерно в равной пропорции от каждой из сторон). В целях обеспечения режима безопасности в указанной Зоне сторонами учреждена Объединенная контрольная комиссия (ОКК) со штаб-квартирой в Бендерах, решения которой принимаются консенсусом. И все проблемы, возникающие в Зоне безопасности, должны решаться только с ее участием. Мыслимо ли, чтобы Тирасполь или та же Москва согласились сейчас на присутствие натовцев в Приднестровье? Разумеется, нет.

И, тем не менее, военные НАТО в Приднестровье все же объявились – их, оказывается, позвала Молдавия, которая не согласовала вопрос с двумя остальными участниками ОКК, а лишь уведомила их, что называется, по факту.

24 января с.г., сообщает приднестровский МИД, Объединенная контрольная комиссия была поставлена в известность о том, что 23 января на территории, включающей в себя Зону безопасности и большую часть Приднестровской Молдавской Республики, приступила к проверке воинских частей и военных объектов инспекционная группа из Канады, сопровождаемая военнослужащими Национальной армии Республики Молдова. Данное решение молдавской стороны не было согласовано с ОКК и о нем не было своевременно оповещено Объединенное военное командование, говорится в пресс-релизе МИД ПМР.

Министерство иностранных дел ПМР выразило обеспокоенность фактом проведения односторонних несогласованных военных инспекций в Зоне безопасности. Более того, особую озабоченность МИД ПМР вызвали попытки инспекторов страны-участницы блока НАТО проникнуть на военные объекты на территории Приднестровской Молдавской Республики, в том числе находящиеся вне Зоны безопасности и никак не связанные с проводимой в регионе миротворческой операцией.

Чем же объяснила Молдавия решение пригласить в Приднестровье канадских военных? А Кишинев сослался на подписанный в Вене в 1999 году многосторонний документ по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе, который предусматривает обмен странами-подписантами информацией о вооруженных силах друг друга. Но дело то все в том, что Приднестровье — как непризнанное государство — этот документ не подписывала (в отличие от Молдавии и России).

МИД ПМР напомнил, что Молдавия и раньше предпринимала попытки проникновения на территорию Приднестровья с разного рода военными инспекциями. Кстати, Россия, связанная условиями документа 1999 года, в этих случаях всегда отмалчивалась – протестовал только Тирасполь. Это давала Москве возможность соблюдать видимость следования условиям документа 1999 года, который она подписала, а с помощью Приднестровья – блокировать путь инспекторам НАТО в республику.

На этот раз Москва отмалчиваться, правда, не стала. Выступая в минувшую пятницу в Тирасполе, приехавших туда посол РФ в Молдавии Валерий Кузмин подчеркнул, что «Миротворческая операция проводится в соответствии с соглашением 1992 года. Денонсация этого соглашения нарушила бы всю канву урегулирования. Естественно, что это очень нежелательный путь развития событий».

А ранее с аналогичным предупреждением выступил и глава департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Михаил Ульянов, предупредивший, что попытки вытеснить военное присутствие России из Приднестровья могут попросту похоронить разработку нового режима контроля за обычными вооружениями в Европе. «Убежден, что основные беды Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), приведшие его фактически к краху, связаны с настойчивым стремлением ряда стран увязать общеевропейский режим контроля над обычными вооружениями с урегулированием локальных конфликтных ситуаций в Закавказье и Приднестровье в надежде вытеснить оттуда легитимное российское военное присутствие», – заявил высокопоставленный российский дипломат. «Эти попытки были заведомо обречены на провал, что и подтвердило развитие событий, — продолжил он. — Но их могут вновь реанимировать. В этом случае вероятность разработки нового режима будет стремиться к нулю».

Инцидент с приглашением Молдавией канадских военных в Приднестровье смотрится еще более провокационным на фоне некоторого сближения, которое наблюдается в последнее время между сторонами. Недавно в Одессе при активном посредничестве Украины прошло первое после смены в Тирасполе власти заседание переговорного формата «2+5», где «2» — Молдавия и Приднестровье (стороны конфликта), а «5» — Россия, Украина (гаранты и посредники), ОБСЕ (посредник), Евросоюз и США (наблюдатели). И вот на этой встрече руководство Молдавии, желавшее было поставить вопрос о переформатировании миротворческой операции в Приднестровье в сторону замены российских военных «независимыми» наблюдателями, было вынуждено уступить Тирасполю, категорически отказавшемуся сейчас менять формат миротворческого контингента. На фоне этой договоренности инцидент с канадскими военными смотрится, действительно, как явная провокация.

В конце февраля в Дублине (Ирландия) намечен новый раунд переговоров в формате «2+5». В преддверие этой встречи и Тирасполь, и Москва вновь подтвердили солидарную, по сути, позицию. Российский посол Валерий Кузьмин на той же пресс-конференции в Тирасполе напомнил, что мандат миротворческой операции в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта не может обсуждаться в формате «5+2». По его словам, которые приводит ИА REGNUM, в Братиславском протоколе от 20 февраля 2002 года, который является базовым документом формата «5+2», нет упоминаний о миротворческой операции.

Посол России в Молдавии подтвердил, что в ближайшее время ожидается смена главы российской дипмиссии в Кишиневе, хотя он и затруднился назвать имя дипломата, который придет ему на смену, а также точные сроки замены. Тем не менее, довольно значимые кадровые перестановки на приднестровском направлении российской внешней политики в последнее время уже произошли. Правда, не в МИД РФ, а «повыше» — в Администрации президента России, прежний руководитель которой Сергей Нарышкин в том году немало усилий посвятил лоббированию на приднестровских президентских выборах «кандидата Кремля» Анатолия Каминского. Последний, как известно, с треском проиграл новому президенту ПМР Евгению Шевчуку во втором туре.

Теперь кремлевской администрацией руководит Сергей Иванов. И в ходе своего визита в Москву в начале января этого года Евгений Шевчук встретился с новым главой Администрации президента РФ. По итогам этой встречи президент ПМР заявил, что у него сложилась уверенность, что «Россия и в дальнейшем останется важнейшим гарантом мира в нашем регионе Европы, сторонником справедливого урегулирования молдавско-приднестровских отношений, действенным защитником прав и свобод своих соотечественников за рубежом». Президент Приднестровья выразил надежду, что после прихода Сергея Иванова на пост главы президентской администрации российско-приднестровское взаимодействие обретет новую динамику на всех уровнях.