https://www.funkybird.ru/policymaker

Вашингтон собирается прибрать к рукам выборы в Грузии

После недавней встречи с Обамой в овальном кабинете Белого Дома Саакашвили выглядел окрыленным и избыточно энергичным: все прошло на «пять с плюсом». Президент заявил грузинским журналистам: «Я не раз бывал на встречах в Овальном кабинете, но ни разу прежде не покидал его с такими конкретными результатами».

Каковы же они, «эти конкретные результаты»? Начать следует с того, что Грузия получила от американского президента мандат регионального первенства за созданную модель демократии и прозрачности (как в свое время от Джорджа Буша-младшего — «звание» маяка демократии на Кавказе). Это, во-первых.

А во вторых, и это — самое важное, хитроумный Обама поспешил сказать следующее: » … Я бы хотел отметить ту работу, которую грузинские власти проделали в прошлом, а также ожидаю проведения честных и свободных выборов в будущем», – добавив, как бы между прочим, при этом: «Передача власти, которая будет иметь место в Грузии, думаю, упрочит те многие реформы, которые уже проводятся».

В ответ на это вежливый Саакашвили ответил, что в будущем году Грузия изберет нового президента. Все это позволит еще более продвинуть и без того продвинутую грузинскую демократию, что будет способствовать формированию многообразной и плюралистичной политической среды — отчитался Саакашвили.

Вопрос лишь в том, куда же дальше продвигать нашу демократию, если уже в мае 2005 года мы были в этой области лучшими из лучших на постсоветском пространстве, исключая страны Балтии? И не перерастет ли наша демократия в элементарную анархию и вседозволенность, ввиду высочайшей степени приобретенных народом свобод?

Было бы неплохо услышать ответ от самого господина Обамы или госпожи Клинтон. Но, скорее всего, высказанное положение, окрылившее нашего президента, следует отнести к обычным двойным американским стандартам в силу политконъюнктуры или дежурной дипломатической вежливости.

Определяющим в призме прошедшей заокеанской встречи Саакашвили с Обамой, судя по всему, является то, что грузинский лидер для США, при всем при том, официально уже приобрел статус «гильзы из отстрелянной обоймы». Ему под занавес предлагается не чудить больше, а провести в Грузии показательные парламентские выборы (и собственные перевыборы). Но, тем не менее, надо полагать, горячего кавказца американцы оставлять без внимания не намерены, тем более. Да и сам он невольно высказался, что не прочь переместиться из президентского кресла в премьерское. Однако такая «целеустремленность» не может не настораживать нынешних хозяев Саакашвили, видящих в Грузии не только объект собственных стратегических интересов и экспериментов, но и перевалочный пункт на пути к установлению мирового американского порядка.

Замес начавшейся давно грузино-американской дружбы получил документальное подтверждении еще в январе 2009 года в «Хартии стратегического партнерства между США и Грузией». В ней четко очерчены приоритеты наших «заокеанских друзей». Это, конечно же, не былой двухвековой давности прямолинейный Георгиевский трактат о признании царем Карталинским и Кахетинским Ираклием II покровительства и верховной власти России, а документ на языке современной дипломатии, под видом дружбы и партнерства канонизирующий полную американизацию Грузии, опутывающий ее сетью обязательств и позволяющий американской стороне делать все, что угодно, и когда угодно. Чего стоят только следующие строчки : «Мы подчеркиваем, что сотрудничество между нашими демократиями основано на общих ценностях и общих интересах, в том числе — на развитии демократии и экономической свободы, защите безопасности и территориальной целостности, утверждении верховенства закона и уважении прав человека, включая права всех беженцев и вынужденно перемещенных лиц на достойное, безопасное и добровольное возвращение, на поддержке инноваций и технологических достижений и усилении энергетической безопасности в Евразии».

По сути, набор красивых слов и сентенций, поскольку у нас весьма мало с американцами как «общих ценностей», так и «общих интересов». Согласно непредвзятому подходу, не может быть паритета в этих измерениях у стран, находящихся в диаметрально противоположных «весовых категориях».

Выборы — под контроль

При тех, высокой степени противоречивых элементах, которые сегодня отмечаются в грузинской действительности (протесты, выступления оппозиционеров, аресты, далекие от демократии действия силовиков и т. д.), оценки президента Обамы в адрес современной Грузии — скорее всего, аванс на будущее. А сегодня «мониторингом» страны занято множество структур, среди которых и USAID -«Агентство международного развития США».

Как сообщалось недавно, Соединенные Штаты выделяют на уточнение списка грузинских избирателей 1 миллион долларов, причем данный проект осуществляется именно через Агентство международного развития Америки — структуры, по сути, государственной и имеющей многогранный опыт зарубежной работы практически в ста странах мира. Если в прошлые годы официально агентство считалось организацией по оказанию гуманитарной помощи в мировом масштабе и имела конфиденциальные контакты с ЦРУ, то уже в 2009 году USAID формально вошло в состав Межагентской Противоповстанческой Инициативы США. Понятно, с задачей обеспечения мероприятий, направленных в странах интереса против восстаний. Даже взяв за основу гуманитарную конституциональную деятельность агентства, трудно поверить, что в данном (грузинском) случае со списками избирателей отсутствует какой-либо подтекст, поскольку подобные службы находятся на переднем крае борьбы за демократию и свободу.

Таким образом, инициатива USAID ставит целью при нейтральном подходе обеспечить справедливое и непредвзятое составление списков избирателей. А при заинтересованном, предвзятом подходе — придать ему партийную американскую направленность. И если после гражданской войны 1992 года, инициированной бывшими грузинскими президентами, восстания у нас плавно переходили в дворцовые перевороты, то ближайшей задачей под опекой USAID является исключение такой возможности.

Под бдительным оком USAID и на американские деньги предстоит осуществить уточнение расположения 474 тысяч объектов в Тбилиси и адреса 1 миллиона 200 тысяч граждан. Хотелось бы спросить в этой связи: почему — именно в Тбилиси, городе, отличающемся, по данным прежних выборов, наибольшим оппозиционным накалом страстей и так нелюбимом президентом?

Вот и получается, что американцам, возжелавшим добиться в Грузии «списочной справедливости», пока не интересны регионы Южной Грузии, Самегрело и Кахети. А вот мятежная и непредсказуемая столица — именно тот объект, где можно показать мастер-класс американских умственных и технических возможностей в плане оптимизации списка выборщиков по мировым стандартам демократии, испробованным в Латинской Америке, Ираке, Афганистане и уже… в Грузии.

Мотивация действий американского арьергарда также показательно прозрачна: исключить неожиданности там, где они больше всего ожидаются. Что, очень вероятно, будет осуществлено на пять с плюсом, учитывая полномочия и состав специальнойкомиссии. Обратим внимание на круг лиц, причастных к кампании по выделению зарубежных средств в связи с выборами. Соответствующий меморандум оформили Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Грузии Джон Басс, министр юстиции Грузии Зураб Адеишвили, мэр Тбилиси Гиги Угулава и директор миссии «Агентства международного развития США» (USAID) в Грузии Стивен Хейкин. Гиги Угулава – автор столичных хитроумных инициатив по выуживанию из карманов горожан достаточно солидных сумм. В последнее время в порыве верноподданичества он ошарашил всех еще одной новацией, лишив грузинскую прессу медиа-киосков по распространению печати. Новые условия получения лицензий на реализацию печатной продукции настолько проблематичны, что практически блокируют распространение газет и журналов.

Реалии и … аномалии

В результате, за несколько месяцев до проведения выборов оказалась ущемленной оппозиционная пресса, в то время как пропаганде правящей партии «националов» развязаны руки.

Понятно, что американское мероприятие воспринято столичным мэром с воодушевлением. Он заявил, как обычно, в агитационном ключе: новый проект является продолжением лозунга «Дело — вместо разговоров».

И действительно, подобных дел нашей демократической «национальной» властью предпринято множество. Чего стоит только последняя реформа в связи со службой «112» по вызову «скорой», пожарных или полиции. Теперь за все это придется платить каждый месяц, как абонентам квартирных телефонов, так и владельцам мобильников. Представим себе, что семья владеет одним квартирным телефоном и четырьмя мобильными — по одному на каждого члена семьи. В итоге, налог за вызов экстренных служб обойдется семье из пяти человек в один лари.

Впрочем, эти действия не идут ни в какое сравнение с форменным бандитизмом со стороны мэрии, которая привязала платежи за пользование электроэнергией к платежам за вывоз мусора. Вот и вышло, что в период зимних холодов значительной категории горожан за вывоз мусора приходится платить чуть ли ни месячную пенсию, поскольку потребление электроэнергии в Тбилиси удваивается и утраивается.

Конечно же, об этих «мелочах», на фоне величайших достижений господина Саакашвили в строительстве передовой государственности, президенту Обаме никто не докладывает. Между тем в демократичной, процветающей и победившей коррупцию Грузии пенсионер получает чуть больше 60 долларов. А ведь именно благополучие престарелых, детей, инвалидов – своеобразный тест состоятельности государства.

Однако вернемся к выборам

С февраля специально созданная Комиссия начала проверку единых избирательных списков. С апреля эта ревизия будет осуществляться по принципу «от двери к двери», отметил председатель комиссии, один из лидеров оппозиционной партии «Новые правые» Мамука Кацитадзе. По его словам, члены «мобильных групп», которые будут обходить избирателей, предварительно пройдут специальные тренинги. Напомню, что государственная комиссия по уточнению избирательных списков была создана еще в июне 2011 года по указу президента — на основе соглашения, достигнутого между правящей силой и рядом оппозиционных партий.

В комиссию входит 21 человек, из них 7 представителей оппозиции, 7 – правящей партии и 7 – неправительственных организаций. Выборы в парламент Грузии состоятся осенью текущего года, а в 2013 в Грузии пройдут президентские выборы. Как и предполагалась, вся интрига прошедшей в Вашингтоне встречи закручена именно вокруг этого вопроса. Неслучайно его финансирование и мониторинг осуществляются со стороны USAID.

Целью совместного проекта, как считают в американском посольстве в Грузии, является усовершенствование избирательных списков в Тбилиси путем упорядочения адресов. А в целом, тбилисское мероприятие — часть большого американского проекта оптимизации демократического правления. В этом случае великая страна, как обычно, не скупится, выделяя через тот же USAID $16 млн, и эти деньги имеют свои конкретные адреса. Можно предполагать, что отчасти они пойдут на создание проамериканского грузинского парламента, который в дальнейшем, по указанию хозяев, поможет определиться и с президентскими выборами. А также назначением премьер-министра, с делегированным ему расширенных полномочий — по специально подогнанной новой Конституции, которая вступит в силу именно в год президентских выборов. Таким образом, народ лишается права выражать свою волю и проводить ее в жизнь.

Почему американские лидеры и администрация практически никогда не акцентируют эти грузинские темы, предпочитая говорить о реформах и подвижках в области институционального преобразования и развития гражданских свобод? Все эти темы — из разряда тех, которые по результативности легко можно с помощью платной или предвзятой пропаганды трансформировать, как в положительную, так и в отрицательную сторону. А вот социальные и экономические категории — реальное лицо достигнутого. Понимая это, наши американские друзья предпочитают говорить о западных ценностях и все о той же демократии. Хотя, в принятой к исполнению Хартии черным по белу записано: США имеют целью оказать помощь Грузии в послевоенной реконструкции и финансовой стабилизации. Мы намерены вместе работать для удовлетворения потребностей народа Грузии, проведения целенаправленной политики и программ для уменьшения бедности в стране, обеспечения благосостояния всех граждан Грузии путем инвестиций в системы здравоохранения и образования и стабильного улучшения.

После принятия этого документа прошло чуть более трех лет. Повернется ли у кого-то язык говорить о том, что в Грузии начата или проводится программа по уменьшению бедности, обеспечению благосостояния всех граждан, активному созданию рабочих мест?! Что-то не слышно обо всем этом, а вот разговоров о демократии и ценностях, да еще о необходимости вооружаться — сколько хочешь! Но этим, увы, не заполнить голодные желудки… Да и не столь важно уже для народа, дошедшего до ручки в объятиях продолжающегося пустословия с обеих сторон.

Уйдет президент Саакашвили или его уведут, и чем обернется американский финансовый щит на пути фальсификации выборов? Все эти сопутствующие вопросы, как и демагогический ореол встречи двух президентов, остающиеся вещью в себе, поскольку на голодный желудок «высокие материи» в обществе не работают.