https://www.funkybird.ru/policymaker

О свободе и пути её достижения

Я благодарю г-на А. Калиха за отзыв в адрес моей публикации, где я постарался отобразить свои личные впечатления от общения в Тбилиси с российской молодежью в январе сего года, в которой, как мне показалось, начинают отмирать советские штампы и пробиваются присущие русской ментальности европейские стандарты мышления и поведения.

Финал отзыва г-на А.Калиха полностью посвящен идее индивидуальной свободы, на которую я не мог не отозваться, настолько эта тема объединяет или может объединить нас — русских и грузин перед общими угрозами. Но начинает свою мысль об индивидуальности свободы г-н А.Калих коллективными обобщениями, мол «даже нам видавшим виды из России, становится непривычно» от прочтения моей публикации. Кто эти «нам» г-н А.Калих умалчивает, а приводить индивидуальные слова благодарности в мой адрес за публикацию от других представителей прошедшего российско-молодежного форума я не буду, исходя из конфиденциальности личной переписки.

Лично я рад, что моя оценка мотивации посещения г-ном А.Калихом Грузии полностью совпала с его личной мотивацией. Он правда несколько выделялся среди молодежи, как герой Е.Леонова среди одноклассников в к/ф «Большая перемена», но и как свой «прототип» был весьма милым и компанейским парнем. При чем — с характером и явными задатками лидера. Правда его попытка подговорить своих молодых соотечественников провалить запланированную экскурсию в президентский дворец удалась всего лишь частично, а его демонстративный отказ от именного подарочного автомобильного номерного знака в МВД мало походил на знаменитый демарш Джона Леннона против королевской награды. В целом г-ну А.Калиху судя по его отзывам удалось «сделать хоть какой-то свой личный вклад в возвращение дружеских отношений между нашими народами». Хотя сделать это лишь через то, что представители двух наших народов «могут шутить и веселиться друг с другом» — на сегодняшний день увы, весьма и весьма недостаточно.

И теперь я хочу вернуться к идее г-на А.Калиха об индивидуальной свободе. Я рад, что она начинает приходить на смену коллективной жертвенности за коллективную свободу, типа «мы смело в бой пойдем за власть Советов и как один умрем, в борьбе за это» — когда сметая человеческую индивидуальность советские вожди творили беззакония от имени народа с целью привести его остатки к коллективному раю на земле. Но в тезисе г-на А.Калиха отсутствует один очень важный элемент для достижения индивидуальной свободы — это элемент индивидуальной жертвенности в борьбе за её обретение. Грузия за последние 20 лет своего постсоветского развития прошла через это. И если в сегодняшней России появилось поколение борцов за свою свободу, они должны быть готовы и себя принести в жертву. Иначе — никак…

Возвращаясь к трехлетней давности удрученности Николая Сванидзе, которую г-н А.Калих вменил мне в плохое знание физиогномики, я не буду сейчас приводить аргументы, что после того «исторического» визита — журналист Н.Сванидзе так и не возвысил свой профессиональный голос против оккупации Грузии, официально признанной уже во всем цивилизованном мире и не на уровне общественности, а его официальными институтами. Я остановлюсь на эпитете «мерзавец» — принадлежащий не мне, а г-ну А.Калеху, который он почему то вложил в мои уста…

Спустя ровно три года после описанных мною событий, перед митингом 4 февраля, на блоге у г-на М.Прохорова, лично блогеру и его друзьям, мною был задан вопрос: не считают ли уважаемые борцы с «нью-тоталитаризмом» в России, что линия фронта проходит в том числе и по демаркационно-оккупационной грузинской линии, и что если не поколебать этот единственный краеугольный камень путинского фундамента, на котором он почему то чувствует себя в состоянии полного комфорта и одобрения со стороны в том числе и протестующего народа — добиться желаемого (?) успеха в России будет практически что невозможно. Ответов было несколько, но все они ложились в две примерно равные категории. Первая — «в Грузии российских войск нет, они есть в независимых государствах А. и ЮО» и вторая — «какое время — Грузия, дайте нам хотя бы с собой сначала разобраться».

У меня к г-ну А.Калиху в связи с этим возник свой вопрос: подходят ли авторы ответов первой категории под его определение «мерзавцев» и можно ли членов второй группы охарактеризовать, как «слепцов», с точки зрения борцов за свободу, пусть и индивидуальную? Ведь говоря словами уважаемого в России грузинского мыслителя и философа прошлого века Мераба Мамардашвили: «Свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием».

Впрочем, я рад, что 4 февраля на московских антипутинских митингах всё же появились небольшие островки той свободы, которую М.Мамардашвили считал обязательным условием для достижения собственной. Без победы над собой и в самом себе над совковой имперскостью, как необходимого акта самопожертвования — не обрести никакой индивидуальной свободы, тем более если она упирается в подавление тобою же свободы другого.

Я не знаю, к чему г-н А.Калих в конце своего повествования вспомнил официальный гимн советских записей актов гражданского состояния, но думаю что марш Мендельсона плохо подходит к озвучке идеи свободы индивидуума, ибо как раз с его первыми звуками как правило начинается совсем противоположный в жизни каждого человека процесс, но мне бы хотелось в заключение привести совсем другие воспоминания. Это воспоминания русского населения, живущего уже почти 200 лет в грузинском регионе Кизихи, передаваемые из поколения в поколение на протяжении почти что столетия. Потому что они действительно о свободе и самопожертвовании, о свободе русского человека, упирающегося в свободу иноплеменника, но именно его, иноплеменника свободу, имеющую неприменным условием для своего свободного существования…

Рассказал мне эту историю, с детства услышанную от деда, Юрий Данилов, местный пчеловод: «Весть о том, что в феврале 1921 года, большевистские регулярные части Красной Армии погрузили в атмосферу террора и крови молодую грузинскую демократическую республику, разумеется дошла и до крайней восточной оконечности страны — в Царские Колодцы (ныне — Дедоплис-Цкаро).Срочно стали формироваться смешанные русско-грузинские добровольческие отряды, для отражения красноармейских карательных полчищ. В одну из тревожных ночей марта 21-го года, в Царские Колодцы прибыл конный отряд офицеров-деникинцев, золотопогонных красавцев дворян — числом чуть более двухсот человек, которые влились в ряды местных ополченцев. Когда разведка донесла, что приближающиеся к Царским Колодцам красноармейские отряды значительно превосходят в количестве и вооружении местные патриотические силы, деникинцы обратились к жителям Дедоплис-Цкаро примерно с такими словами: «Разоружайтесь ребята и расходитесь по домам, у Вас семьи и дети… надо продолжать жить. Нам их к сожалению не одолеть. Только вот у нас — иного пути нет. Мы будем бороться до последнего патрона, надеемся — что многих из них успеем утащить за собой…» Отважные офицеры заняли здание нынешней второй дедоплис-цкаройской школы и встретили вошедший в город многочисленный красноармейский отряд под командованием красноармейца Курышко стройным залпом. Неравный бой длился какое то количество времени — но красная орда смогла ворваться в здание школы. Раненных офицеров топили тут же, у источника рядом со зданием. Остальных убили, понеся при этом значительные потери в собственных рядах. Закопали героев также неподалеку — в общей братской могиле. Лишь спустя десятилетия — местный житель, ставший рыть землю под фундамент своего будущего дома, где то на глубине метра обнаружил многочисленные останки. Местные жители, под угрозой наказания со стороны властей — тайно по ночам перезахоронили их на местном кладбище»…