https://www.funkybird.ru/policymaker

Шаг к войне?

Современный этап развития международного контроля над нераспространением ядерного оружия характеризуется усилением внимания со стороны мирового сообщества к проблеме эффективности контроля, а также к путям и возможностям ее повышения. Такая постановка вопроса вызвана тем, что в последние десятилетия были выявлены факты сокрытия создания и развития военных ядерных программ.

Так, во время войны в Персидском Заливе 1991 года в Ираке, была обнаружена подпольная программа по производству ядерного оружия; в Иране — ведение работ по созданию оружия массового поражения в ЮАР было создано ядерное оружие, в КНДР ведется незаявленная военная ядерная деятельность. Центральная роль в осуществлении контроля в области нераспространения ядерного оружия принадлежит Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ), поэтому именно к деятельности Агентства — ее сильным и слабым сторонам — привлечено внимание различного статуса и уровня значимости учреждений, ведомств, научно-изыскательских формирований практически всех государств — членов Организации. На нынешнем этапе дальнейшие меры по усилению и совершенствованию контроля и расширению сферы его применения вырабатываются как в рамках самого МАГАТЭ, так и во взаимодействии с упомянутыми выше институтами.

В работе рассмотрены современные проблемы контроля над нераспространением ядерного оружия в историческом плане, в ней выделяются и исследуются исторические этапы создания и функционирования международного режима контроля над нераспространением ядерного оружия. Исследование проблем контроля над нераспространением ядерного оружия посредством обращения к истории его создания и развития представляется достаточно актуальным именно в настоящее время.

МАГАТЭ — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене (Международный Венский Центр). Агентство было создано как независимая межправительственная организация в системе ООН, а с появлением Договора о нераспространении ядерного оружия его работа приобрела особое значение, поскольку ДНЯО сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях. Цель работы Агентства в стране — констатировать, что работы в мирной ядерной области не переключаются на военные цели. Государство, подписывая, такое соглашение как бы гарантирует, что не проводит исследований военной направленности, поэтому этот документ и называется соглашением о гарантиях. При этом МАГАТЭ — орган сугубо технический. Оно не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. МАГАТЭ не вправе строить догадки — Агентство работает только с наличными фактами, основывая свои выводы исключительно на осязаемом результате инспекций. Система гарантий МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных целей на военные, а только позволяет обнаружить переключение находящегося под гарантиями материала или использование не по назначению поставленной под гарантии установки и инициировать рассмотрение таких фактов в ООН. При этом выводы Агентства отличаются крайней осторожностью и корректностью.

В функции Агентства входит:
поощрение исследований и разработок по мирному использованию атомной энергии;
поощрение обмена научными достижениями и методами;
формирование и применение системы гарантий того, что гражданские ядерные программы и разработки не будут использоваться в военных целях
В 1963 году, когда только четыре государства имели ядерные арсеналы, правительство Соединенных Штатов делало прогноз, что в течение предстоящего десятилетия появится от 15 до 25 государств, обладающих ядерным оружием; другие же государства предсказывали, что это число может даже возрасти до 50. По состоянию на 2004 год известно, что только у восьми государств есть ядерные арсеналы. Сильный режим нераспространения — его олицетворяют МАГАТЭ и Договор ДНЯО — помог резко замедлить предполагавшиеся темпы распространения.

Неофициальное название группы стран, обладающих ядерным оружием- «Ядерный клуб». В неё входят США (c 1945), Россия (изначально Советский Союз: с 1949), Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан(1998) и КНДР (2006). США, Россия, Великобритания, Франция и Китай являются ядерной пятёркой — то есть государствами, которые считаются ядерными державами согласно Договору о нераспространении ядерного оружия. Остальные страны, обладающие ядерным оружием называются неофициальными ядерными державами. Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, однако, по мнению некоторых экспертов, обладает арсеналом порядка 200 зарядов (по оценкам бывшего президента США Джимми Картера ). Кроме того, на территории нескольких государств, которые являются членами НАТО, находится ядерное оружие производства США. В определенных обстоятельствах эти страны могут им воспользоваться. Небольшой ядерный арсенал был у ЮАР, но все шесть собранных ядерных зарядов были добровольно уничтожены. Полагают, что ЮАР проводила ядерные испытания в районе острова Буве в 1979 году. ЮАР — единственная страна, которая самостоятельно разработала ядерное оружие и при этом добровольно от него отказалась. По мнению многих специалистов, некоторые страны, не обладающие ядерным оружием, способны создать его в течение короткого времени после принятия политического решения. Это Германия, Япония, Канада, Швейцария, Нидерланды, возможно также Бельгия, Австралия и Швеция. Бразилия и Аргентина проводили военные ядерные программы, но к середине 90-х гг. они были по различным причинам свёрнуты. В разные годы в наличии военных ядерных программ также подозревались Ливия, Ирак, Южная Корея, Тайвань, Сирия, а в настоящее время — Иран.

Краткий обзор применения ядерного оружия:

США осуществили первый в истории ядерный взрыв мощностью 20 килотонн 16 июля 1945 года. 6 и 9 августа 1945 ядерные бомбы были сброшены, соответственно, на японские города Хиросима и Нагасаки. Первое термоядерное испытание (первое в истории) было проведено 31 октября 1951 года на атолле Бикини.

СССР испытал своё первое ядерное устройство мощностью 22 килотонны 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Первое термоядерное испытание — там же 12 августа 1953 года.

Великобритания произвела первый надводный ядерный взрыв мощностью около 25 килотонн 3 октября 1952 года в районе островов Монте-Белло (северо-западнее Австралии). Термоядерное испытание — 15 мая 1957 года на острове Рождества в Полинезии.

Франция провела наземные испытания ядерного заряда мощностью 20 килотонн 13 февраля 1960 года в оазисе Регган в Алжире. Термоядерное испытание — 24 августа 1968 года на атолле Муруроа.

Китай взорвал ядерную бомбу мощностью 20 килотонн 16 октября 1964 года в районе озера Лобнор. Там же была испытана термоядерная бомба 17 июня 1967 года.[2]

«Шаг к войне?…» (оценка современного состояния контроля над нераспространением ядерного оружия на примере стран ближнего Востока)

Примечание: Данные по США и России на 2002-2009 гг. включают только боеприпасы на развёрнутых стратегических носителях; оба государства располагают также значительным количеством тактического ядерного оружия, которое трудно поддаётся оценке. Данные по Великобритании на 2009 год включают число боеголовок, готовых к использованию; суммарное число блоков с учётом резервных составляет «до 225» единиц. [1]

Количество ядерных боеголовок у США и СССР/России (включая тактическое ядерное оружие)

Согласно подписанному в мае 2002 года договору, США и Россия должны к 31 января 2012 года уменьшить свои ядерные арсеналы на две трети — до уровня 1700-2200 боеголовок у каждой стороны. Ядерным оружием обладают 9 стран: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль(предположительно)и Северная Корея. Из них только пять стран подписали Договор о нераспространении ядерного оружия (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай). Договор о нераспространении ядерного оружия одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 г., открыт для подписания 1 июля 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне. Договор вступил в силу 5 марта 1970 г. после сдачи ратификационных грамот на хранение.

Ратифицирован СССР 24 ноября 1969 г. Участниками Договора являются 190 государств. Вне ДНЯО остаются Индия, Пакистан, Израиль. О выходе из ДНЯО заявила КНДР. [1]

После окончания «холодной войны» новой концепцией ограниченной ядерной войны стала американская концепция контрраспространения. Впервые её озвучил в декабре 1993 г. министр обороны США Лесс Эспин.

Согласно этой теории, Договор о нераспространении ядерного оружия находится в кризисе и остановить распространение оружия массового уничтожения с помощью дипломатии невозможно. В критических случаях США должны нанести разоружающие удары по ядерным объектам «опасных режимов». В ноябре 1997 г. в Америке была принята президентская директива № 60, в которой перед вооружёнными силами США ставилась задача быть готовыми нанести удары по объектам производства и хранения ядерного, химического и биологического оружия. В 2002 г. стратегия контрраспространения стала частью «Стратегии национальной безопасности» США.

В настоящее время стратегия контрраспространения включает в себя 5 вариантов действия:
«выкуп» ядерной программы у потенциально опасного государства;
установление контроля над ядерными объектами «проблемных» (с точки зрения США) стран;
частичное признание ядерного статуса нарушителя в обмен на соблюдение им некоторых соглашений;
силовые угрозы;
воздействие на крупнейшие уранодобывающие компании и страны-поставщики уранового сырья.

В любом случае США оставляют за собой право использовать силу, что чревато началом военного конфликта. В рамках стратегии контрраспространения в Америке обсуждается возможность уничтожения ядерных объектов таких стран, как Ирак, Иран или об установлении своего контроля над их ядерными объектами.

Для этого рассмотрим историю развития ядерных программ этих стран:

Ядерная программа Ирака

Своё начало иракская атомная программа ведёт с 1959 года — 17 августа года СССР и Ирак подписали соглашение, которое
предусматривало исключительно в мирных целях, оказание технического содействия Багдаду в строительстве небольшого исследовательского реактора, изотопной лаборатории, а также в проведении геолого-разведочных работ на радиоактивные руды и в подготовке кадров. В 1968 в пустыне Тхувайтха недалеко от столицы Ирака был запущен исследовательский реактор ИРТ-2000 (мощность 2 МВт).В 1975 в апреле в Москву прибыл тогдашний вице-президент Ирака Саддам Хусейн с целью получения более совершенного ядерного реактора. Москва согласилась при условии, что проект будет проходить под контролем МАГАТЭ, что категорически не устроило Ирак.

Сотрудничество с Францией:

Через полгода, во Франции, в рамках официального визита, Саддам Хуссейн быстро и легко договорился с французским премьер-министром Жаком Шираком о том, о чём не смог договориться в апреле с Москвой. В ноябре было заключено соглашение со следующими условиями:
поставка мощного реактора «Озирак»
поставка исследовательской лаборатории «Изис»
разовая поставка годичного запаса топлива для реактора (в размере 72 кг обогащённого до 93% урана).
проект осуществляется без надзора МАГАТЭ
сумма сделки — около 3 млрд. долларов.

Подобное соглашение позволяло Ираку получить всё необходимое для изготовления нескольких бомб, с мощностью, аналогичной хиросимским.

1976 — Багдад заключил контракт с Италией на закупку «горячих камер», пригодных для выделения плутония из топливных элементов реактора.
Франко-итальянская комбинация давала возможность создать плутониевую бомбу в течении нескольких лет.

1979 — атомный реактор для Ирака был построен и доставлен в порт Ля Сиен-сюр-Мер около Тулона для отправки иракским судном в Басру, но в
ночь на 7 апреля израильский «Моссад» силами своих десяти агентов взорвал в порту транспортный корабль и реактор был разрушен. Французское правительство объявило, что поставит Ираку новый реактор.

1980 — второй реактор «Озирак» благополучно доставлен в Ирак и размещён в пустыне Тхувайтха, где он и был запущен. Комиссия МАГАТЭ побывала в ядерном центре в пустыне Тхувайтха, но нарушений режима нераспространения ядерного оружия не обнаружила, но в 1980 у Израиля имелось собственное мнение о ненарушении Багдадом режима нераспространения ядерного оружия и 29 октября 1980 года израильский кабинет министров утвердил план нанесения авиаудара по иракскому ядерному центру. 7 июня1981 в 18.35 нанесла бомбовый удар по ядерному центру Ирака. Ядерная программа Ирака была остановлена.

Ядерная программа Ирана

Ядерная программа Ирана началась в 1967 году, когда США передали шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви атомный реактор мощностью 5 МВт. Затем технологическую помощь в строительстве реакторов оказывали Германия и Франция. Иран подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году и ратифицировал его в 1970.

1974 — создана «Организация по атомной энергии Ирана» (AEOI), которая разработала план строительства 23 ядерных энергоблоков стоимостью около 30 млрд долларов при поддержке США и западноевропейских государств. Программа была рассчитана на 25 лет. В середине этого года прозвучало публичное заявление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви: «Иран будет обладать ядерным оружием, без сомнения, раньше, чем некоторые полагают»[6] — впрочем, под давлением США он позднее дезавуировал это заявление.

В том же году Иран закупил 4 атомных реактора — два во Франции и два в ФРГ .

1977 — ФРГ поставила Тегерану ещё 4 реактора.

1978 — Иран получает американский исследовательский реактор мощностью 5 МВт.

Сотрудничество с Ираном в области атомной энергетики начала и Аргентина. Западная Германия приступила к строительству двух блоков АЭС в Бушере.
1979 — в стране свершилась исламская революция, шах свергнут, новое правительство Ирана отказалось от программы строительства АЭС. Из страны выехали не только иностранные специалисты, но и большое число иранцев, участвовавших в ядерном проекте.

Через несколько лет, когда обстановка в стране стабилизировалась, руководство Ирана возобновило реализацию ядерной программы. В Исфахане при помощи Китая был создан учебно-исследовательский центр с исследовательским реактором на тяжёлой воде, была продолжена добыча урановой руды. Одновременно Иран вел переговоры о закупке технологий обогащения урана и производства тяжелой воды с компаниями Швейцарии и ФРГ. Иранские физики посещали Национальный институт ядерной физики и физики высоких энергий в Амстердаме и Ядерный центр Петтен в Нидерландах.

1992 — между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, предусматривающее ряд направлений: использование ядерных технологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, фундаментальные исследования в области ядерной физики и др.

1995 — Россия подписала соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере.

Российские специалисты компании «Атомстройэкспорт» провели анализ состояния дел, в результате чего было принято решение о возможности использования строительных конструкций и оборудования, оставшихся на площадке после ухода из Ирана германского подрядчика. Интеграция разнотипного оборудования потребовала, однако, проведения огромного объёма дополнительных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и строительно-монтажных работ.

«Атомстройэкспорт» завершил монтаж оборудования на АЭС в начале 2007 года. Поставка тепловыделяющих элементов на АЭС из России состоялось 2006 года. 1995 — США в одностороннем порядке ввели торгово-экономические санкции против Ирана, а после подписания меморандума Гора-Черномырдина Россия заморозила поставки Ирану военной техники. США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. США пытаются добиться международной изоляции Ирана, чтобы не допустить создания этой страной ядерной бомбы. Однако усилия США наталкиваются на противодействие со стороны Франции, Германии и Великобритании, а также России, связанной с Ираном контрактами на поставку военной техники и строительство АЭС в Бушере.

В последние месяцы одна из ключевых проблем международной политики связана с ядерной программой Ирана. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл.

Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция — предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС.[5]

9 ноября МАГАТЭ опубликовало доклад по иранской ядерной программе, согласно которому программа носит исключительно военный характер и направлена на создание оружия массового поражения. МАГАТЭ представило спутниковый снимок ядерных объектов как доказательства развития военной программы в Иране.

В докладе сказано, что Иран с 2003 года проводит обширные исследования и испытания, которые могут быть связаны исключительно с разработкой ядерных взрывных устройств. Но, несмотря на то, что предоставляются всё большие доказательства существования ядерного оружия в Иране, руководство этой страны продолжает отрицать ведение работ по созданию оружия массового поражения.

Есть ли выход из этой проблемы, которая приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности стран?

С Ираком и Ливией — все уже в полном ажуре, эти страны получили от Запада наглядный урок по правам человека с помощью несущих смерть американских и натовских бомб. Тысячи убитых и раненых, полный хаос и передел национальных богатств в пользу западных «демократий». Но в то же время военная акция США против Ирака, приведшая к смене режима Саддама Хусейна, вызвала обеспокоенность руководства ряда стран Ближнего и Среднего Востока. В результате политические элиты этих государств стали одобрительно относиться к перспективе появления в их странах ядерного оружия, как надежного средства защиты от любых посягательств извне, так как здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. Иранское руководство находится в сложной ситуации. С одной стороны, Иран законно создает собственную атомную энергетику. Он является членом Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и подписал Дополнительный протокол к нему от 1997 г., позволяющий ввести гарантии МАГАТЭ. С другой — Иран создает практически полный замкнутый ядерный топливный цикл, часть объектов которого может быть использована для наработки оружейных ядерных материалов. Руководство Ирана считает, что имеет право на приобретение и развитие технологий по обогащению ядерных материалов, если соответствующие производства находятся под контролем МАГАТЭ. Действительно, ДНЯО позволяет это(КНДР, которая была членом ДНЯО и, находясь в Договоре, тайно создала научно-технические предпосылки разработки ядерного оружия, а затем вышла из него, вызывает тревогу у мирового сообщества). Другое основание создания полного замкнутого ядерного топливного цикла, по мнению руководства Ирана, состоит в необходимости надежного обеспечения топливом собственных АЭС. Вкладывая огромные финансовые средства в атомную энергетику, руководство страны не желает зависеть от поставщиков топлива. Учитывая сложные взаимоотношения Ирана с рядом стран, нельзя исключать использование этого фактора для оказания давления на руководство страны. В настоящее время мировое сообщество не готово предоставить Ирану убедительные гарантии бесперебойного снабжения его АЭС ядерным топливом по приемлемым ценам. Вместе с тем саму необходимость создания сильной атомной энергетики многие эксперты ставят под сомнение ввиду значительных запасов нефти и природного газа. США играют значительную роль в решении иранской ядерной проблемы. Без урегулирования американо-иранских отношений и предоставления обязательств ненападения Ирану со стороны США прогресс в этом вопросе вряд ли возможен. Иран не может принять предложения ЕС и ликвидировать ряд ключевых звеньев ядерного топливного цикла, если сохраняется возможность применения силы со стороны США. В этом случае руководство Ирана, по-видимому, будет вынуждено взять курс на создание собственного ядерного оружия для сохранения суверенитета.

Позиция же США по этому вопросу явно бесперспективна и не допускает поиска взаимных компромиссов. Но существует выход из данной ситуации:
— принятие Ираном предложений ЕС по полному прекращению работ по обогащению урана и накоплению плутония в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с европейскими странами;
— ратификация Ираном Дополнительного протокола к ДНЯО (1997 г.) и прекращение накопления плутония;
— прекращение Ираном всех видов поддержки террористических организаций и начало нормализации отношений с Израилем;
— урегулирование американо-иранских отношений и предоставление США гарантий ненападения на Иран;
— обеспечение Россией гарантированных поставок реакторного топлива по фиксированным, наиболее низким ценам, а также вывоза на свою территорию отработанного ядерного топлива.

Все это приведет к коренному улучшению ситуации на Ближнем и Среднем Востоке и к экономическому благополучию.

Проведя оценку современного состояния контроля над нераспространением ядерного оружия по источникам СМИ, мы пришли к выводу, что с момента создания ядерного оружия ведется контроль за его нераспространением осуществляется со стороны МАГАТЭ, с согласия государств, владеющих ядерным оружием, а негласный контроль — со стороны США. Мы считаем, что причиной такой политики США является установление контроля над природными ресурсами (нефть, газ) стран Ближнего Востока, так как экономика США полностью зависит от природных ресурсов этих стран.