https://www.funkybird.ru/policymaker

Звездный час поросенка Нах-Нах

На прошлой неделе мы провели обстоятельную беседу с Владимиром Рыжковым. Разговаривали долго и о многом. Один из фрагментов — о том, как, по его мнению, стоит вести себя тем, кто не хочет третьего срока известно кого, — печатаем сегодня. Всё остальное — в следующих номерах.

— Перед думскими выборами не удалось добиться по поводу поведения на выборах единодушия. Было три, даже четыре точки зрения. Была точка зрения Лимонова: «Выписывайтесь из избирателей, и — гори всё синим огнем». Была точка зрения системных партий: «Конечно, мы против «Единой России», но мы-то хорошие, голосуйте за нас!» Собственно говоря, эту же точку зрения фактически отстаивал и Навальный: «Голосуй за кого угодно, кроме партии жуликов и воров! Главное — любой ценой снизить результат «Единой России». И была наша жесткая позиция: «Голосуй против всех», где главным героем становился поросенок Нах-Нах. Однозначно сказать, что было правильно, трудно. Каждый приписывает победу себе. Но в итоге общими усилиями получилось: «Единую Россию» опустили ниже 50 процентов.

Сейчас ситуация проще, потому что сейчас «Нах-Нах» имеет гораздо большее значение, чем в декабре. Объясню, почему. Дело в том, что при распределении мандатов в Думе голоса «Против всех» не учитывались, а при президентских выборах, если вы голосуете против всех, вы снижаете процент Путина. То есть фактически голосование «Против всех» становится шестым кандидатом. В этом смысле, если будет 10 голосов «Против всех», это значит минус 10 у Путина, ну и у других кандидатов, но в первую очередь у Путина. И процент считается от тех, кто пришел и опустил в урну бюллетень. В этом смысле даже Дмитрий Орешкин, который накануне думских выборов был против поросенка, сейчас написал статью о смысле «Нах-Наха». Что на этом ужасном выборе, который нам навязан, когда надо «выбирать наименьшее зло из пяти зол», может быть, как раз «Нах-Нах» — это самая чистая позиция.

Самое надежное — это заполнение всех пяти квадратиков, потому что со всеми пятью ничего сделать нельзя, это уже гарантированно испорченный бюллетень.

Поэтому моя рекомендация читателям «Новой газеты» такова.

Пункт первый. Обязательно голосовать, потому что чем выше явка, тем ниже процент Путина. Прямая корреляция. У него есть так называемые управляемые регионы — читай: Дагестан, Ингушетия, Чечня, — в которых он получит столько, сколько надо. Будет написано: «1 миллион избирателей», он получит 1 миллион голосов. Поэтому, чем ниже явка на остальной территории страны, тем выше вес вот этих полностью электорально управляемых регионов. Это простая математика. Поэтому мы должны всех этих «рассерженных горожан» вести на избирательные участки. Потому что просто приход этих людей на участок уже самим этим фактом снижает процент Путина. Поэтому первая мотивация: народ, не ленитесь, все как один встали, почистили зубы и пошли на участки!

Второе. Как голосовать? Естественно, наш главный лозунг: «Ни одного голоса Путину». Это лозунг всей кампании. Дальше. Если ни одного голоса Путину, то кому? Два варианта: либо «Против всех», либо за «меньшее зло».

«Против всех» — это, как я уже говорил, шестой кандидат. В данном случае эти голоса не пропадают и не перераспределяются ни в чью пользу. Все они — в дело, добавка к общему результату. За шестого кандидата есть абсолютно рациональный смысл голосовать: снижение процента Путина возникает сразу, автоматически.

Если вы все-таки хотите голосовать за кого-то, тогда — «меньшее зло». Как это «меньшее зло» можно определить? Есть простой критерий: «кандидатский минимум» имени Акунина, выдвинутый Болотной-Сахарова. Напомню: кандидаты, которые в наибольшей степени публично взяли на себя обязательства его выполнить, должны рассматриваться как меньшее зло. На сегодняшний день Прохоров сказал: «Я всех выпущу, я проведу думские выборы через год, я сделаю политическую реформу, единственное — я не хочу уходить раньше, чем через четыре года». Он нашел средний вариант — мы говорим про двухлетний переходный срок, а он про четырехлетний. Можно согласиться, если он не изменит за четыре года точку зрения. Ведь люди слабы. Как говорил Хичкок, «в свободной стране девушка может и передумать». Очень странная история с Мироновым, потому что есть как бы два Мироновых. Один Миронов в своих публичных выступлениях, в своих интервью пошел дальше всех в поддержке протестующих. Говорит: всех отпущу, Думу распущу, Чурова — под зад, через год — новые думские выборы, политическая реформа, через два года уйду в отставку, — всё, ребята, ваш в доску! А у другого Миронова в его президентской программе ничего подобного нет. Возникает вопрос: «Здесь играем, здесь — не играем»? Чему верить? Сказанному? Печатному?.. Непонятно.

Дальше. Вопрос с участием Миронова в митинге на Болотной 4 февраля за неделю проделал эволюцию. Еще в понедельник была информация, что он на митинге выступит. Мы говорим: «Хорошо!» Тем более, было решение оргкомитета, что те кандидаты в президенты, которые придут и поддержат требования, обязательно получат слово. В итоге к концу недели Миронов «слился» с очень странным объяснением, что раз другие не идут, то и я не пойду.

Зюганов, как человек, конечно, обладающий высокой политической техникой, до этого «слился» более изящно. Он сказал, что, к сожалению, именно в этот день, именно в этот час у него какая-то очень важная командировка в один из «коммунистических» регионов, где его давно ждут.

В итоге из всех кандидатов пришел и выступил один, и то незарегистрированный — Явлинский. А также пришел, но не выступил, Прохоров. В итоге мы имеем такой набор, который сегодня сводится, пожалуй, к двум фамилиям: это Прохоров и Миронов, но с огромным количеством «но». Потому что тот же самый Прохоров везде подчеркивает: «Я не против Путина. Да и вообще, если я не выиграю, я у него в правительстве готов работать». А это противоречит пункту «А», потому, что если ты готов работать в правительстве Путина без политических реформ, то зачем же ты провозглашаешь необходимость политических реформ в своей программе? Где ты искренен: когда ты хочешь реформировать страну или когда готов работать в правительстве в нереформированной стране? Такая же куча вопросов возникает и к Миронову.

Итак, суммируя, наиболее рациональное поведение избирателя сводится к четырем пунктам:

1. Все на выборы!

2. Ни одного голоса Путину!

3. Если вы не доверяете ни одному из оставшихся кандидатов — голосуйте «Против всех», то есть за шестого кандидата, протестного.

4. Если все-таки хотите за кого-то голосовать, голосуйте «за меньшее зло», беря за критерий требования Болотной — Сахарова.

Что касается второго тура, я считаю, что это из области чистой теории, фантастики. Потому что, зная господина Путин, зная его как личность и как политика, я прекрасно понимаю, что он не допустит никакого второго тура. Более того, у нас уже есть масса данных, что пошли соответствующие инструкции по регионам. Скорее всего, установка такая: в Москве и в Питере особенно не безобразничать, чтобы 5 марта не вывести полгорода на улицы. Но тогда это усилит нажим на провинцию, потому что где-то же надо компенсировать эти субъекты, где живет 17 миллионов человек.

Если же второй тур все-таки состоится, тактика может быть такая: мы предложим этому второму кандидату подписать общественный договор, основанный на «кандидатском минимуме». Если этот человек скажет: «Да, я все эти пункты выполню» — он может получить поддержку. То есть если он говорит, что выпустит политзаключенных, проведет политическую реформу, парламентские выборы через год и уйдет со своего поста через два года, то его можно поддержать открыто.

Итак, получит ли этот кандидат поддержку миллионов «рассерженных горожан», напрямую зависит от того, поддержит ли этот кандидат требования этих самых «рассерженных горожан». Если нет, то тогда, скорее всего, придется голосовать «Против всех».