https://www.funkybird.ru/policymaker

Предвыборная пора: алтарь революций

На фоне кризиса в России появились желающие опробовать технологии, изложенные в книгах Джина Шарпа. Своего рода «Библии подрывной деятельности».

Поэтичнейший из олигархов, как любит называть Березовского одна из сочувствующих ему газет, первым делом на английской усадьбе показал гостям русскую березу.

«В этом доме живу с 2000-го года, не шикую, езжу на такси», — рассказывал Борис Абрамович гостям с телестанции «Дождь». Прислуга накрывала стол, а хозяин рассказывал, как сильно он опередил в развитии российское общество: он еще 11 лет назад предлагал сегодняшнюю политическую повестку. И вот только сейчас пришло его время.

«Я, например, чувствую, что меня общество догнало», — говорит Борис Березовский.

Такси, на котором ездит Березовский, оказывается совсем не английским кэбом, а вполне себе немецким «Майбахом». В респектабельной гостиной человек, называющий себя частью российской политической системы, рассказывает, насколько стал опытнее за 11 лет в Лондоне. «Правда ли, что вы спонсировали украинскую оранжевую революцию», — задают вопрос.

«Я действительно поддерживал, я действительно спонсировал и считал за честь, да. Ко мне обратился Ющенко», — рассказывает Борис Березовский.

«Почему к вам обратились?» – спрашивает журналист.

«Потому, что это был самый короткий путь. Потому что они понимали, что я готов им помочь, что я верю в идею, что я верю в Ющенко и Тимошенко, то есть меня было проще всего убедить», — отвечает Борис Березовский.

«Борис Абрамович, сколько вы вложили в это денег?» – задает вопрос журналист.

«Около 50 миллионов долларов. Я отдавал это вполне конкретному человеку, на которого показал Ющенко. Это Давид Жвания», — рассказывает Борис Березовский.

Давид Жвания, друг детства партнера Березовского — Бадри Патаркацишвили, на Майдане особо не мелькал. Хотя затраты на революцию были очевидны. Для тысяч протестующих — палатки, питание, одежда, для всей страны — агитационные материалы. Потом Ющенко, правда, заявит, что именно Жвания организовал ужин, на котором его якобы и отравили. А Жвания всему миру объявит об американском гражданстве жены Ющенко. И все начнут шептать, что революционеры не поделили чьи-то деньги. Когда на этой неделе стало ясно, чьи, Давид Жвания в Киеве для журналистов стал недоступен.

«Не знаю, кому Березовский давал лично. Мне не давал. Ну мы же все взрослые люди. Мы понимаем, что для проведения избирательной кампании нужны деньги. И деньги достаточно большие. Я думаю, что это примитивное представление, что дали деньги и сделали революцию. Так революция не делается», — уверен Игорь Жданов, в 2004 г. — ведущий аналитик избирательного штаба Виктора Ющенко.

Один из идеологов украинской революции Игорь Жданов сегодня очень интересуется ситуацией российской. Все похоже, говорит он: у вас есть нужный естественный фон — реакция общества на засилье бюрократии, сросшейся с бизнесом, а на местах и с криминалитетом — достаточно. Дальше — технологии, а деньги появятся.

Никаких идеологий — только технологии. Это лозунг бывшего лидера сербского движения «Отпор», который теперь учит молодых революционеров по всему миру. Обычные люди не любят политику, но они нужны вам для того, чтобы добиться перемен. Политика — это очень скучно, но вы должны ее сделать сексуальной. Революция должна быть хипповой. Она должна стать модой для молодежи. Это сработало в Тунисе, в Египте, сработает и у вас.

«Дело в том, что эти так называемые студенты из Сирии, из Туниса, Египта нам рассказывают, что они обучались со студентами из России. Это те люди, которые сейчас выходят на Болотную площадь и блоггеры», — объясняет посол России в Катаре Владимир Титоренко.

В Ливии, например, противников Каддафи в одном «Твиттере» было больше, чем вообще всех подключенных в стране к интернету. Посол России в Катаре своими глазами наблюдал за «арабской весной» и далек от мысли, что в России на улицах сегодня какая-то своя, суверенная ситуация.

«Только на обучение российской оппозиции, нам утверждают представители сирийской оппозиции, которые прошли обучение в Катаре, было потрачено в 2009-2010 годах 2,8 миллионов долларов», — говорит Владимир Титоренко.

На этой неделе, рассказывает Петербургский писатель Николай Стариков, подвергся технологичной атаке «Антиоранжевый» комитет. В интернете кто-то создал фальшивый сайт и транслировал собрания фальшивых антиоранжистов.

«Каждый день в интернете появляются новые ролики, и объединяет их одно — они все фальшивые. То нам показывают непонятно дрожащей рукой снятые кадры, когда якобы кто-то выдает деньги тем, кто участвовал в митинге на Поклонной, но при этом на заднем фоне есть лужи. Это в минус 20», — говорит писатель, член «Антиоранжевого» комитета Николай Стариков.

Вряд ли что-то будет удивлять сегодняшних политиков в поведении оппозиции, если они тоже откроют так называемую Библию цветных революций. Джин Шарп написал ее еще в 1993-м. Целая глава, например, посвящена опасности переговоров с правительством.

По некоторым принципиальным вопросам компромисса быть не может. Лишь изменение в распределении власти в пользу демократов может обеспечить адекватное решение данного вопроса. Такого изменения можно добиться только в борьбе, а не на переговорах.

Любой Майдан, Тахрир или Болотная, напоминают авторы статьи «Как избежать «цветной» революции», требует при этом систематической подпитки, маленьких результатов большого эстетического бунта. Нужно, чтобы власть выполняла хоть какие-то требования.

На этой неделе несистемная оппозиция с ними и пошла. Главе Президентского совета по правам человека Михаилу Федотову вручили список граждан, которых на Болотной объявили политзаключенными. Но неожиданно даже это обернулось скандалом в самой оппозиции.

Из 39 так называемых политзэков трое — Березюк, Козевин и Хубаев — осужденные за участие в событиях на Манежной площади, призывы к беспорядкам и насилие. Еще трое в списке сидят за подрыв в 2006 году газопровода возле башкирского города Бугульма. При этом, например, Булат Гаянов, как пишут в справке правозащитники, преследуется за участие в религиозной организации. Правда, название этой организации «Хизб ут-Тахрир», ее цель — создание исламского халифата, и она официально значится в России и ряде стран, как террористическая.

А Равиль Гумаров и Тимур Ишмуратов были задержаны войсками США в Афганистане на стороне боевиков, содержались в тюрьме «Гуантанамо», были отпущены домой и в России совершили теракт. Авторов такого списка политзаключенных осудили даже их коллеги по протесту. «Они грубо подставили оппозицию, — выступил лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов, — там даже есть трое талибов».

Многими при этом тот же Ходорковский, Лебедев или Таисия Осипова, приговоренная на десять лет якобы за сбыт наркотиков, действительно являются политзаключенными. Но те же националисты уже заявили, что они даже слышать не хотят о «ЮКОСе» и напишут свой список и будут требовать от власти освободить своих братьев-националистов, раз уж они оказались в рядах общего креативного сопротивления.

«В отличие от Украины у России нет кандидата от объединенной оппозиции. Нет альтернативы», – говорит Игорь Жданов.

Если верить американским аналитикам проекта «Цветные революции и геополитика», то за неимением альтернативы Путину инициаторы революции начнут делать нужный брэнд из самого Путина.

Например, президент Белоруссии Александр Лукашенко известен всем Западе как «последний диктатор Европы». Это и есть бренд Лукашенко на Западе. Он был создан для подготовки западной аудитории к резкому отстранению президента Белоруссии от власти. Как Муаммар Каддафи в Ливии: «террорист» — этот брэнд — сделал допустимым, чтобы НАТО не только незаконно отстранило его от власти, но и уничтожило его.

Подобный плакат, например, можно было бы принять за креатив арабской оппозиции, если бы не очередной привет сенатора Маккейна. «Дорогой Влад, — обращается он к Путину в своем микроблоге «Твиттер», — арабская весна уже добралась до твоих окрестностей». Американский ястреб помещает ссылку на статью в New York Times о прошедших митингах в Москве. И, по совпадению, другая газета Wall Street Journal день в день с Маккейном помещает заметку, где дает слово главному кавказскому террористу Доку Умарову, который призывает боевиков прекратить атаки на мирных жителей России, так как они все, дескать, в заложниках у Путина, и он поддерживает их уличные протесты. Газета вдруг забывает, что Госдеп США назначил за голову Умарова пять миллионов долларов, так как считает его террористом, опасным не только для России, но и для Америки. Но конъюнктура изменилась.

Этот довольно старый по меркам жизни в интернете ролик на неделе вдруг стал лидером по числу просмотров. Митинг на Гоа. Соотечественники с Индийского океана желают Болотной терпения.

«Если свести всю политическую ситуацию в России к некоему упрощенному варианту, то на сегодняшний день в России есть две силы. Их очень хорошо обрисовал когда-то Петр Аркадьевич Столыпин. Есть силы, которым нужны великие потрясения, и есть силы, которым нужна великая Россия», — говорит Николай Стариков.

«Поэтому лучший ответ «оранжевой» угрозе, этой шпане из 90-х, политической шпане, это развитие демократии, свободы слова, гласности, обуздание бюрократии, обуздание произвола силовиков, обуздание криминалитета, связанного с бюрократией, на местах особенно. Это самый лучший способ. Народовластие и сильная федеральная власть», — говорит журналист, телеведущий Максим Шевченко.

«Спросите Диму Быкова, какие у него политические несогласия. Да никаких, он просто говорит «ну, так нельзя». Как нельзя, Дим? «Ну, вот так нельзя». А как можно? «Ну, как-то надо по-другому». Вот понятно, да. Парфенова спросите, как? Что он сказал? «Ну, так нельзя». А как надо? «Ну, как-то по-другому». Понятно, да? То есть, это эстетическое несогласие. Все, никакими деньгами это не решается, забудьте. Невозможно. Не надо искать злого волшебника Березовского», — считает Сергей Доренко.

«Услышат меня — буду во власти, не услышат — не буду во власти», – говорит Борис Березовский.

«Вам бы кого хотелось видеть на посту президента России?» – спрашивает журналист.

«Леню Парфенова», — отвечает Борис Березовский.

Эстетический протест между тем развивается по законам жанра. Станиславский политического театра американец Джин Шарп расписал все роли еще в 1993 году. Из его книги «От диктатуры к демократии» вышли и ленточки, и цветочки, которые надо дарить ОМОНу. В перечне методов есть даже такой: символические похороны. Случайно ли в сети появилась эта фото-жаба, обернувшаяся протестом ярославских блоггеров. Коллаж цинично сделали из фотографии похорон хоккеистов «Локомотива».

Наверное, было бы большой ошибкой считать всех, кто был на Болотной агентами Запада, непатриотичными марионетками Маккейна, купленными на чьи-то деньги. В основной своей массе это люди, которые не меньше, чем те, что на Поклонной, хотят для России перемен к лучшему.

Даже не читая инструкции Шарпа, многие протестующие могут интуитивно совершать действия, которые входят в 198 методов ненасильственного протеста и убеждения. Не оказаться бы потом простыми спицами в колесе. Если оно снова покатится по России, его будут направлять уже точно не те, которые сегодня хотят всего лишь честных выборов.