https://www.funkybird.ru/policymaker

Тунис хочет создать в Африке Евросоюз

Президент Туниса Монсеф Марзуки призвал возродить Союз арабского Магриба. «2012 год будет годом Магриба», — уверенно заявил тунисский лидер. Он также сказал, что готов провести у себя саммит по данному вопросу.

Главная идея — создать так называемый Магриб свободы, в пределах которого граждане включенных в него стран смогут свободно пересекать границы, менять место жительства, покупать недвижимость. Примером для идеи Монсефа Марзуки послужил Евросоюз.

Союз арабского Магриба (САМ) — межарабская организация, созданная в 1989 году с целью экономического и политического объединения стран Магриба (Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания). Однако из-за постоянных разногласий среди участников, в первую очередь между Алжиром и Марокко по поводу Западной Сахары, деятельность САМа была фактически заморожена в 1994 году.

— Страны Магриба могут подписать сейчас любые бумаги, но создание такого надгосударственного образования будет очень долгим, — считает главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Исаев. — Хотя в идеале появление работающего союза возможно, даже несмотря на споры вокруг Западной Сахары. Если вспомнить Эльзас и Лотарингию, то Германия и Франция враждовали за них сотни лет, но в итоге все сейчас состоят в ЕС.

Но пока что идея больше похожа на самопиар президента Марзуки, хотя он уже и заявил, что обсудил этот вопрос с алжирским премьером Ахмедом Уяхья.

— Тунис — самая маленькая и незаметная из этих стран, к тому же арабы считают тунисцев больше европейцами, чем арабами, — поясняет главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский. — Но для избранного семь недель назад президента это хороший пиар.

Главная проблема на пути превращения пяти стран в «североафриканский Евросоюз» — стремление к власти.

— Государства начнут бороться за лидерство, — считает Владимир Исаев. — Раньше себя лидером считал Каддафи, сейчас появится кто-то еще. Кроме того, это страны с очень однотипной экономикой, а значит, они будут соперничать на внешних рынках. Например, Ливия и Алжир столкнутся на европейском рынке углеводородов.

По мнению Георгия Мирского, взаимопомощь между странами возможна. Но как только дело дойдет до политического объединения, тут же возникнут проблемы и союз распадется.

— Каждая страна имеет свой госаппарат и не хочет его терять в угоду союзному государству, — говорит Георгий Мирский. — Принудительное деление доходов тоже не будет приветствоваться. Например, зачем Ливии и Алжиру делиться нефтяными прибылями с Мавританией или Марокко?

Правда, у Монсефа Марзуки есть еще один козырь: он считает, что САМ поможет обеспечить безопасность в регионе. «Сообща будет легче проводить политику, направленную на поддержание мира», — заявил он.

Если САМ действительно начнет возрождаться, лидерам Магриба придется всерьез задуматься об отношениях с Европой, в первую очередь с Парижем, традиционно считающим Северную Африку своей зоной влияния.

— Вряд ли Франции нужен новое объединение в Африке, ведь у нее уже есть Союз стран Средиземноморья, куда входит почти весь Магриб, — считает Владимир Исаев.

Маловероятно, что САМ смогут создать без французской поддержки. Но как заинтересовать Париж — пока на этот вопрос президент Туниса ответа не дает.

Идея нового президента Туниса реанимировать Союз арабского Магриба осуществима, хотя смахивает на самопиар